Исламовед: "Совет муфтиев России саботирует запрет ваххабизма"

0 86
0
Исламовед: "Совет муфтиев России саботирует запрет ваххабизма"

На заседании Межрелигиозного совета России, структуры, объединяющей ведущих представителей всех традиционных религий нашей страны, 27 марта было принято решение "обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями". Эту идею, высказанную председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем хазратом Самигуллиным, поддержали духовные лидеры других религиозных организаций.


Однако не прошло и недели, как со странным заявлением выступили представители Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР), структур, которые, по мнению ряда экспертов, занимаются апологией ваххабитских организаций. В заявлении ДУМ РФ и СМР говорится о несогласии с резолюцией Межрелигиозного совета России и том, что "введение принципа преследования верующих за убеждения, а не за конкретные противоправные действия, самым пагубным образом скажется и на мусульманском сообществе России, и на межнациональном согласии, и на правовой культуре российского государства".


Исламовед: "Совет муфтиев России саботирует запрет ваххабизма"
На заседании Межрелигиозного совета России. Фото: interreligious.ru


Демарш Совета муфтиев, а также смысловое содержание резолюции Межрелигиозного совета России "Царьграду" разъяснил известный исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.


"Ц.": На первый взгляд, может показаться, что так называемые "Духовное управление мусульман Российской Федерации" и "Совет муфтиев России" неожиданно раскритиковали антиваххабитское предложение своего же представителя – муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Это так?


Р. С.: Ничего подобного, Камиль Самигуллин – независимый муфтий. Более того, именно он, а также Верховный муфтий России Талгат Таджуддин возглавляют наибольшее число мусульманских общин нашей страны, большинство из которых находится в Республике Татарстан и Башкирии. Кроме того, нельзя забывать, что предложение муфтия Татарстана в ходе заседания Межрелигиозного совета России поддержали и представители других крупнейших мусульманских общин – мусульман Северного Кавказа.


"Ц.": То есть говорить, что значительная часть мусульман выступила против антиваххабитской инициативы, не приходится?


Р. С.: Да, это "особое мнение" меньшинства: ДУМ РФ и СМР контролируют не более 18% мусульманских общин нашей страны.


"Ц.": Но что же все-таки произошло, в чем причина и смысл этого демарша?


Р. С.: Сам глава ДУМ РФ и СМР муфтий Равиль Гайнутдин на заседания Межрелигиозного совета России не ходит, обычно присылая своего представителя Дамира Мухетдинова. На этот раз он на что-то обиделся и с заседания "сбежал". Но поскольку для принятия резолюции присутствия всех не требовалось, документ был принят. Тем более что человека приглашали, он пришел, а то, что резолюция принималась уже в его отсутствие – не проблема остальных.


И вот прошла почти неделя, в Совете муфтиев долго думали, как из этой дурацкой ситуации выйти, чтобы не потерять лицо ни перед Межрелигиозным советом и Русской Православной Церковью, ни перед ваххабитами. Но в итоге, видимо, ваххабиты надавили на них сильнее, и представители Совета муфтиев решили пойти ва-банк.


Исламовед: "Совет муфтиев России саботирует запрет ваххабизма"
На заседании Межрелигиозного совета России. Фото: interreligious.ru


"Ц.": То есть получается, что эти российские религиозные организации, по сути, являются апологетами, защитниками ваххабитов?


Р. С.: Да, представители Совета муфтиев, и я неоднократно об этом говорил, давно занимаются и апологией ваххабитских организаций, и разрушением межрелигиозного мира и согласия в нашей стране: 90% проблем в России в этой области связаны именно с ними. И то, что они вновь потеряли свое лицо, никого не удивило.


"Ц.": Но вернемся к самой резолюции Межрелигиозного совета России, которая, есть надежда, не будет нивелирована этим демаршем. Против кого она все-таки направлена? Ведь очевидно, что ваххабизм здесь понимается достаточно широко.


Р. С.: Ваххабизм – это наиболее крупная форма агрессивного ислама. Например, исламистская организация Хизб ут-Тахрир в строгом смысле ваххабитской не является. Хотя некоторые эксперты все исламистские организации, все направления агрессивного ислама называют "ваххабизмом". Вообще в России есть 4 основных исламистских группы: это собственно ваххабиты – уже запрещенные в России Аль-Каида и Джебхат ан-Нусра, вторая группа - это турецкие секты, небезызвестные гюлениты, также это террористическая организация Хизб ут-Тахрир и экстремистская организация Джамаат Таблиг. Есть еще "братья-мусульмане", но у нас их очень мало.


"Ц.": Но почему у нас до сих пор ваххабизм законодательно не был запрещен, и почему именно сейчас прозвучала подобная инициатива?


Р. С.: Такие предложения звучали уже не раз, последняя попытка была в 2016 году, когда в Грозном издали антиваххабитскую фетву, и в ней содержалась просьба к властям запретить ваххабизм, но, как и в предыдущих случаях, ряд духовных лидеров, политиков и ученых это дело саботировал. И тогда также отличился все тот же Совет муфтиев России, который всю свою историю саботирует запрет ваххабизма.


"Ц.": А почему сейчас эта инициатива прозвучала именно из Татарстана, из уст татарского муфтия?


Исламисты против Ислама

Р. С.: Потому что в Татарстане хватает ваххабитов, ими неоднократно устраивались теракты: в 2012 году был убит заместитель муфтия Валиулла Якупов, тяжело ранен сам муфтий. Этот регион находится в группе риска. И муфтий Татарстана совершенно правильно расставил приоритеты. Если ваххабизм запретить, то многие ваххабиты покинут Россию, и террористическое давление будет меньше – станет меньше покушений на теракты, террористам станет сложнее вербовать сторонников. А сторонников они вербуют именно из ваххабитов. К слову, недавний теракт в Кизляре, в котором погибли прихожане православного храма, осуществил именно ваххабит.



Исламовед: "Совет муфтиев России саботирует запрет ваххабизма"
Фото: www.globallookpress.com


"Ц.": Какие еще российские регионы находятся в этом отношении в "группе риска"?


Р. С.: Ваххабиты действуют по всей России. Раньше они, конечно, концентрировались на Северном Кавказе – в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии. А сейчас, несмотря на то, что лишь единичные террористы остались в лесах Северного Кавказа, расширилась география: и в Калужской области ловят террористов, и в Саратовской, и в Ямало-Ненецком округе, и на Дальнем Востоке. В общем, вся Россия, за исключением самых маленьких регионов типа Чукотки или Еврейской автономной области, - там риск минимален. А вот даже в Вологодской области, Санкт-Петербурге и в Архангельской области он есть.


"Ц.": Возвращаясь к вопросу о практической стороне запрета ваххабизма: не возникнет ли конфликт интерпретаций? Ведь многие из исламистов будет утверждать: "Я абсолютно никакого отношения к ваххабизму не имею, я за чистый ислам, но мы не ваххабиты"?


Р. С.: Мы прекрасно определили нурсистские секты – группы нурджулар, таблигитов, "братьев-мусульман", Хизб ут-Тахрир, поэтому никаких проблем определить ваххабитов не будет. Уже есть проекты этих заключений, а, главное, в Таджикистане уже есть подобный антиваххабитский закон, который можно взять за основу.


"Ц.": Какие непосредственные шаги можно предпринять, чтобы эта идея получила законотворческую реализацию?


Р. С.: Межрелигиозный совет сделал все, что нужно, теперь есть коллективная позиция крупнейших религиозных общин России, в том числе – подавляющего большинства мусульман. И сейчас идеальный момент для запрета этого течения.


Источник

Похожие новости

Загрузка...
Загрузка...
Последние новости