Погода в Москве:

12 апр 12:20 Новости / Аналитика

Лестница в небо. Тайны русского космоса

Лестница в небо. Тайны русского космоса

ВЦИОМ радует результатами опросов: карьера космонавта кажется привлекательной каждому третьему участнику анкетирования. Число энтузиастов, желающих посвятить свою жизнь космосу, за год выросло на 10 процентов. Возможно, в этом «виноваты» кинодокументалисты и создатели отечественных игровых блокбастеров о подвигах русских космонавтов.


«Царьград» побеседовал с Алексеем Самолетовым, тележурналистом, автором сценариев к фильмам «Салют 7» и «Время первых», ставших лидерами отечественного проката. Любопытно, что в основу сюжета картин легли документальные ленты, созданные этим же автором. Самолетов первым рассказал всю правду подвига космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных в телефильме «Битва за Салют. Космический детектив».


У меня огромный опыт, связанный с документальным кино о космосе. В «Звездный городок» я пришел в 1993 году как телевизионный журналист, как режиссер прямого эфира. Все процессы, которые происходили в Центре управления полетами при подготовке к старту, при подготовке космонавтов - я узнал достаточно хорошо. Мы с режиссером Алексеем Китайцевым сделали около восемнадцати фильмов про то, что происходило с нашими космонавтами на орбите, на Земле, про их жизнь. Поэтому и не было особых проблем, когда мы прописывали все мотивации для фильма «Салют-7»,


- рассказал Самолетов.


В своем документальном фильме он показал детективную версию событий 1985 года, связанных со спасением «Салюта 7». Орбитальная станция внезапно оказалась обесточенной. Окажись на борту космонавты, ситуация была бы исправлена. Но в космическом доме не было ни души. Корабль остывал и превращался в неуправляемый объект. Анализируя материалы заседаний конгресса США, выступления НАСА и зарубежную прессу того времени, Самолетов пришел к выводу: американцы не просто следили за каждым шагом нашей страны в этой нештатной ситуации. Они попытались использовать драму терпящей бедствие станции в политических целях. В мировых СМИ поднялась театрализованная истерика, похлеще «Дела Скрипалей»: 20-тонный гибнущий советский монстр несется с огромной скоростью к Земле, угрожая гибелью американским и европейским городам.


В 1985 году обстановка была настолько серьезная, - продолжил рассказ Самолетов, - что две страны, США и СССР ждали, кто первый начнет: всё шло к войне. Работникам советского посольства приходили шифрограммы, чтобы они выезжали ночью, объезжали вокруг Белого дома и смотрели, в каких кабинетах какие окна горят. После чего аналитики делали выводы: кто остался на работе, какие планы готовят американцы. Ситуация была чудовищная. И когда в этот момент станция теряет ориентацию, у нас возникает испуг: что предпримут американцы? А они воспользовались ситуацией, чтобы проверить свои технологические возможности. Рюмин в интервью мне (а он руководил спасательной операцией, а Сергей Крикалев разрабатывал технологические вещи), сказал: мы всерьез пытались ускорить испытание «Бурана», чтобы «Бураном» снять с орбиты «Салют-7». Но не успевали. А «Буран» и американский «Шаттл», их грузовые отсеки, очень похожи, массо-габаритное исполнение у «Бурана» и «Шаттла» тоже сходное. И американцы перепрограммировали всю бортовую систему «Шаттла», написали новые эллиптические траектории, поднялись на орбиту 57 градусов. Тогда как всегда летали на 29 градусе. (Это мы ходим по высокой орбите — 52 градуса.) Причем американские баллистики настолько точно просчитали пересечение орбиты «Союз-7» и «Шаттла», что тот проходил прямо над «Салютом». А нашими это было воспринято, как попытка похищения станции».


Лестница в небо. Тайны русского космоса
"Салют-7" в полете перед стыковкой с транспортным кораблем "Союз Т-13". Съемка выполнена космонавтами В. Джанибековым и В. Савиных. Фото: Виктор Савиных, Владимир Джанибеков /Фотохроника ТАСС


Международная ситуация накалялась. На заседании руководителей полета было принято решение спасать «Салют-7». Но в истории космонавтики еще не было более сложной технической задачи: стыковка вручную с неуправляемым космическим объектом — камнем, как назовут это впоследствии сами герои экспедиции. В невероятно короткие сроки подготовили экипаж опытных пилотов. Владимир Джанибеков, командир корабля, имел четыре выполненных космических полета и одну ручную стыковку. Бортинженер оптик-механик Виктор Савиных хорошо знал начинку орбитальных станций.


Ситуация была непредсказуемой. Что произойдет на орбите, никто не знал. У Джанибекова и Савиных, я повторю эту фразу, хотя ее категорически не любят ни Владимир Александрович, ни Виктор Петрович - был билет в один конец. Они должны были найти станцию, подойти к ней, пристыковаться, понять: реанимируема ли она или нет. А если нет, они должны были своим шеститонным кораблем и своим дополнительным запасом топлива стащить эту станцию с орбиты, дать ей тормозной импульс. Тормозить надо было двадцать тонн, и у них не хватило бы топлива на спуск. А они сделали все с первой попытки. Это уникальная история, это фантастический профессионализм. Космонавты совершили невозможное»,


- напомнил Самолетов.


Удачная стыковка с «мертвой» станцией, пусть и первая в истории - только полдела. В кромешной тьме орбитального дома, при температуре минус 7 градусов по Цельсию, экипажу предстояло найти причину неполадок, зарядить аккумуляторы и восстановить энергоснабжение. При этом был риск потерять сознание от избытка углекислого газа: системы регенерации воздуха не работали, да и запас кислорода всего на пять суток. Но самые тяжкие испытания начались, когда станция оттаяла, случился «потоп». Без вентиляции вода от человеческого дыхания оседала повсюду. В напичканном электроникой пространстве запросто могло произойти короткое замыкание и пожар. По цепочке мог сгореть и пристыкованный «Союз Т-13», на котором экипаж прилетел на орбиту. Никогда еще мужчины в космосе так не мечтали о самых банальных тряпках и салфетках: приходилось протирать каждый мало-мальский разъем. В ход пошло все, включая костюм Светланы Савицкой - прежней жительницы «Салюта 7». Электричество не включали, грелись солнечным светом и шерстяными шапочками, которые почему-то попросила взять в полет жена Виктора Савиных. Горячий чай появился только через несколько дней, когда на помощь прилетел грузовой корабль и привез оборудование, взамен вышедшего из строя.


Оба героя полета не любят, когда их действия в той экстремальной ситуации называют подвигом.


И Савиных, и Джанибеков в один голос меня укоряли: не надо делать из нас героев, мы просто выполняли свою работу. Но это они так себя воспринимают. А со стороны мы понимаем то, что они сделали - аналогов в мировой космонавтике не имеет».


- подытожил Самолетов.


Лестница в небо. Тайны русского космоса
Виктор Савиных (слева) и Владимир Джанибеков на борту орбитального комплекса "Союз Т-14" - "Союз Т-13" - "Салют -7". Фотохроника ТАСС


Шерстяные шапочки на мужественных героях — это так трогательно, и так по-русски. По-своему откликнулся на эту кинематографичную деталь и Голливуд: в лучших традициях антироссийской пропаганды нахлобучив шапку-ушанку с огромной звездой на киношного лихого отвязанного русского «космонавта» в кинофильме «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом. Впрочем, Алексей Самолетов уверен: если бы тогда, в 1985 году, американские астронавты имели реальную возможность чем-то помочь советским - они бы это сделали незамедлительно. Как и наши - американцам.


Снимая десятки историй про русских покорителей космоса, сам подвижник-документалист Самолетов с командой единомышленников видит свою цель в одном: разбудить в зрителях чувство гордости за страну, за ее подлинных героев. Несколько лет назад появилась удивительная документальная лента о Гагарине.


«Многие годы шел спор о том, верующий был Гагарин или неверующий, - напомнил Самиолетов. - Говорил о Храме Христа Спасителя и о Триумфальной арке или не говорил. Мы нашли в архиве документ, подписанный Юрием Алексеевичем Гагариным. Мы нашли человека, с которым полгода занимались, вкладывая ему артикуляцию, темпоритм, баритональную окраску голоса Юрия Алексеевича. Мы нашли его выступление на том съезде комсомола, записали расшировку стенограммы и подложили, вошли в синхрон к его выступлению на съезде. По сути мы восстановили документ. И после этого все споры прекратились. А Гагарин в своем выступлении сказал, что разрушен Храм Христа Спасителя, построенный во славу победы русского народа в Отечественной войне, снесена и не восстановлена Триумфальная арка. Тут его съезд комсомола останавливает, первый секретарь ЦК ВЛКСМ бежит звонить Брежневу, докладывает о крамоле. Потому что зал - шесть тысяч человек - аплодирует первому космонавту. Что делать, Леонид Ильич? На что Брежнев, буквально спасая первого космонавта, говорит: что вы ко мне пристаете с Гагариным? Он русский человек, он говорит об истории русского народа. Скажите съезду, что денег на Храм нет, Триумфальную арку восстановим. А Юрию Алексеевичу - привет. И это все есть в нашем фильме».


Документалист Самолетов, перелопативший тысячи метров архивной кинопленки и документов, уверен: ничего случайного в мире космонавтики быть не может. И 12 апреля, День памяти преподобного Иоанна Лествичника - выбран для первого полета в космос далеко неслучайно. Достаточно взглянуть на многоступенчатую колокольню одного из самых загадочных храмов Соборной площади Кремля. Лествица в небо словно запрограммирована в нашей истории. И создатели русского космоса оставили нам эту красивую тайну.


Комментировать новость

Источник
Просмотров 17
Похожие новости
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
    • PIN: ----
    Группа Facebook