Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому

0 61
Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому

Мемориальная мастерская Петра Кончаловского


Бывший доходный дом фабриканта Пигита в Москве, на улице Большой Садовой, 10, знают все, даже если никогда в нем не были. Одну из квартир под номером 50 прославил как «нехорошую» Михаил Булгаков. Писатель работал здесь над романом «Белая гвардия» и страдал от беспардонных, вечно скандалящих обитателей адской коммуналки. Осатанеешь тут! А вот квартира номер 40 в соседнем подъезде известна семейными, традиционными ценностями, поскольку это - мастерская выдающегося представителя русского авангарда Петра Кончаловского. В искусстве художник может и позволял себе кого-то ниспровергать с парохода современности, но в жизни был на удивление консервативен. Самые любимые модели авангардиста - жена Ольга, дети Михаил и Наталья, позже внуки, будущие знаменитые кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Петр Кончаловский. Автопортрет. 1910. Холст, масло. Собрание В.А. и Е.А. Семенихиных. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского



Эта мастерская была рабочим пространством. Но в 1920-е годы, когда началось уплотнение и подселяли рабочих с соседней фабрики, в квартире номер 24, в которой жила супруга Петра Петровича, Ольга Васильевна Сурикова с детьми, им оставили всего одну комнату. Пришлось на какое-то время всем семейством переехать жить в мастерскую. Конечно, условия для жизни здесь были непростыми: в первые годы после революции было очень холодно, помещение отапливалось одной печкой-буржуйкой. Но атмосфера была творческой. Вся семья потом вспоминала это время, как тяжелое, но все равно, очень радостное. Как раз в этой комнате, за арочным проемом, располагалась спальня»,



- рассказала корреспонденту Царьграда Маргарита Басалаева, специалист по научной работе Фонда Петра Кончаловского.


В мемориальной мастерской Петра Кончаловского

Мастерская довольно часто сама «позировала» своему хозяину, предоставляя в качестве реквизита все, до чего живописец мог дотянуться. Героями картин становились тюбики с красками, банки с кистями, машинка для перетирания красок, знаменитый красный поднос, «путешествующий» даже по картинам друзей Кончаловского. Эти предметы теперь можно увидеть воочию: студия художника впервые открывает двери всем желающим. И особенно здесь будут рады тем, кто хочет учиться художествам. Отныне в мемориальной мастерской Петра Кончаловского каждый день будут проходить занятия и мастер-классы.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


П. Кончаловский в мастерской. Илья Машков. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского


Идеей проекта делится директор Фонда Петра Кончаловского Александр Конов:



Школа живописи имеет для нас огромное значение, потому что мы хотим наполнить эту замечательную мастерскую творчеством. Чтобы здесь пахло красками, работали люди, чтобы были замечательные преподаватели, чтобы это передавалось нашим ученикам, нашим гостям».



Работа Петра Кончаловского «Семейный портрет в мастерской» 1917 года, на которой отчетливо узнается пространство студии, несколько лет назад была продана частному коллекционеру еще до начала торгов аукциона «Сотбис» за сумму, превышающую 7 миллионов долларов. Русский авангард в который раз бьет свои рекорды. Однако начиналось эпатажное течение в искусстве со скандала, и это было еще за два года до манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу».


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Петр Кончаловский. Пейзаж с луной. Большая Садовая. Холст, масло. 1931. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского


Как видится сегодня, это был скандал все-таки ради консервативных ценностей. В 1910 году Петр Кончаловский и его друг Илья Машков создают объединение художников «Бубновый валет». Программная работа Машкова изображает «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»: два культуриста в спортивных трусах, с гирями, на фоне фортепиано, накрытого стола и книг по искусству. Так брутально художникам пришлось расправляться с туманом «Голубых роз» и прочих бестелесных символистов, а заодно и с их пороками. Примечательно, что на заднем плане картины вместо двух округлых ваз первоначально красовались розовощекие портреты жен живописцев.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. Холст, масло. Государственный Русский музей. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского



Мы очень надеемся, что в мастерской появится и живопись Петра Кончаловского. В конце лета планируем закрыться на реставрацию, проектом сейчас занимается Фонд Петра Кончаловского и архитектурное бюро «Рождественка». А в 2019 году откроемся снова в обновленной студии»,



- уточнила Маргарита Басалаева.


Георгий Артемов - художник русского зарубежья


Дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, 6 знакомит с работами Георгия Артемова, художника, чья судьба потрясает своей кинематографичностью. Сын донского атамана и войскового лекаря из станицы Урюпинская, Артемов оказывается на парижском Монпарнасе, в компании завсегдатаев легендарного кафе «Ротонда». А здесь, как известно, бывали Пикассо, Модильяни, Сутин.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Георгий Артемов. Религиозная сцена. 1920-е. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве


Оттуда Артемов уходит на фронт Первой мировой - потомственный южнорусский казак как никак, воинское племя. Получив серьезное ранение, возвращается к живописи. Но в конце 1917 года несется в Россию, осознав всю опасность революционных катаклизмов для своей Родины и надеясь на встречу с родными. Гражданская война забрасывает его сначала к «зеленым» (казакам), затем к «белым» в армию Врангеля. А дальше - Константинополь, вернисажи Союза русских художников, путь во Францию, которая еще не скоро, но все же станет вторым домом.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Георгий Артемов. Модель Франсуа. 1960-е. Оргалит, масло. 41х43. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве


В великолепную эпоху стиля ар деко 1920-х годов Георгий Калистратович с упоением декорирует парижские кинотеатры, бары, рестораны. Создает артель по производству деревянной скульптуры, заказы приходят в том числе из США. Получает Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Несколько потрясающих шедевров резного творчества можно увидеть в эти дни в залах Дома-музея Цветаевой в Борисоглебском переулке. Работы для московской выставки предоставила галерея «Кардашиди-арт», основанная коллекционером и меценатом Иваном Кардашиди.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Георгий Артемов. Панно «Охота» 1930г. Дерево, резьба. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве


Через неделю, 25 мая, состоится событие, которого с особым чувством ожидают в музее. Дочь художника, гражданка Франции Мария Артемова привезет в дар прижизненный портрет Марины Цветаевой. Поэт позировала автору в 1930-х годах, когда Артемов жил в пригороде Парижа, Кламаре, и его дом часто посещали представители русской эмиграции. Поэт и художник в то время вели увлекательные споры о первенстве какого-либо из видов искусств: музыки, поэзии или живописи, словно продолжая во Франции эти вечные поиски русских художников.


Выставки дня: К Цветаевой за ар-деко, рисовать – к Кончаловскому


Георгий Артемов. Портрет Марины Цветаевой.1930-е. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве


Директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена Жук о выставке Георгия Артемова

«Так сложилась судьба Марины Цветаевой, что не осталось голоса, не осталось никакой хроники, где она была бы запечатлена. Есть фотографии и портреты, но их немного. Есть знаменитый портрет Бориса Шаляпина, сына Федора Шаляпина, есть зарисовки дочери - Ариадны Сергеевны. Когда прижизненных изображений так немного, особенно важно зацепить еще и еще образ поэта, который рассыпан в ее текстах, но не так полно представлен в изобразительном ряде. Художник Георгий Артемов такой увидел Марину Ивановну и тем интереснее взгляд мастера на великого поэта»,


- рассказала Елена Жук, директор Дома-музея Цветаевой.


Выставка Георгия Артемова в Доме-музее Марины Цветаевой продлится до 17 июля. А поучиться рисовать в мемориальной мастерской Петра Кончаловского можно все лето. Успеете!


Напоминаем, что Ночь музеев ждет своих посетителей с 19 на 20 мая. В этом году она посвящена теме «Шедевры из запасников». В это время музеи и арт-пространства будут работать бесплатно и в ночное время.


Источник

Похожие новости

Загрузка...
Загрузка...

Добавить комментарий

Последние новости