Погода в Москве:

05 апр 16:20 Новости / Общество

Зачем воскрес Христос: почему религия превратилась в обыденность

Чем людей привлекает религия? В частности, что русские люди в течение тысячи лет находили в православии? Традицию. Ритуал.



Традиционные «скрепы» православия отлично вписались в государственное устройство Руси, вплоть до формулировки «Православие. Самодержавие. Народность». Православие поддерживало патриархальное устройство общества. Заповедь «чти отца и мать» распространялась не только на родителей, но и на любого начальника, вплоть до царя: «Бога бойтесь, царя чтите».



Зачем воскрес Христос: почему религия превратилась в обыденность

Одно из важнейших понятий христианства — смирение — в изводе русского православия приняло форму покорности: родился крепостным — смиряйся. Порют на конюшне — смиряйся. Сгорели дети в кинотеатре — вздыхай и плачь, молись, но не смей спрашивать с барина: кто виноват. А если и дерзнешь спросить, то знай — виноваты вы сами, народ, по грехам вашим Бог посылает. Немало православных «экспертов», священников уже заявили, что беда в «Зимней вишне» произошла потому, что это был Великий пост и воскресенье, и погибли грешники, которые вместо аскетизма и посещения храма посмели развлекаться и заниматься шопингом. Отныне больше смиряйтесь, ниже кланяйтесь, надейтесь на барина и царя — глядишь, помилует Господь.



Традиция каждому отводит свое место — и это удобно, это успокаивает. Не нужно искать новых путей, не нужно думать, нет смысла стремиться изменять себя и мир вокруг. Традиция учит: у каждого свое место — Бог на небе, царь на троне, барин в хоромах, батюшка в храме, крестьянин в поле, холоп на конюшне. Здесь пострадаешь — зато на небе будет тебе награда. Там ты наконец сможешь расслабиться и лежать на перине, кушать калачи и воспевать беззаботно акафисты — хвалебные песни, тренькая на балалайке.



Ритуал также имеет в религиозной жизни огромное значение. Цикличность церковного ритуала повторяет цикличность смены сезонов, повторяемость воспринимается как преддверие вечности.



Годовой круг богослужения и праздников в российском православии уже много столетий практически неизменен (лишь добавляются новые праздники, дни памяти святых, чудотворных икон и т.п.). Четыре поста в год, постные среда и пятница; воскресные дни, двенадцать главных праздников повторяются из года в год. И, конечно же, центральное событие года: Великий пост, завершающийся главным праздником — Пасхой, Воскресением Христовым.



На Руси к Великому посту относились очень серьезно. Князи, а потом цари откладывали казни и прочие государственные дела, начинали говеть — усиленно соблюдать диету, — шли на богомолье «к Троице», в Троице-Сергиеву лавру. Там они исповедовались в грехах (обычно на Страстной неделе), причащались, встречали Пасху, разговлялись яичком и куличиком и возвращались с чувством выполненного долга и свежими силами к государственным делам и казням.



Примерно так же, но в упрощенном варианте, жило все остальное население страны. Весь год жили православно, хоть и грешно, но пост старались соблюдать крепко, считая тяжелейшим грехом нарушить его. В рассказе Чехова «Убийство», например, один брат убил другого за то, что тот посмел употребить растительное масло в неположенный день…



А на Страстной неделе толпы православных осаждали монастыри и храмы, каялись в грехах, причащались в Великий четверг (день Тайной вечери, когда и Христос причащал Своих учеников), вечером накануне Великой пятницы стояли со свечками и слушали Страстные Евангелия, несли огонек домой и чертили копотью кресты на притолоках, «от нечистой силы». На следующий день приходили к выносу Плащаницы (иконы с телом Христа, снятого с Креста). Параллельно наводили дома порядок, срочно красили яйца и пекли куличи, в субботу их освящали, затем радостно встречали пасхальную заутреню и шли пьянствовать всю Светлую седмицу.



По воспоминаниям очевидцев, повальное послепасхальное пьянство было одним из главнейших ритуалов и важнейшей традицией русского народа. «Как известно, на пасхе и долго после пасхи духовенство обходит весь приход с иконами. Мой отец никогда не позволял мне провожать его в этом случае, но в Горном Щите я с детьми о. Вениамина отправился по приходу с иконами. То, что пришлось мне увидеть, привело меня почти в отчаяние. Почти все село, за редкими исключениями, поголовно было пьяно. Эти красные, пьяные лица, воспаленные глаза, пьяное, бессвязное бормотанье, когда духовенство переходило из одной избы в другую, оставили во мне тяжелое чувство...» (Д.Мамин-Сибиряк, «Отрезанный ломоть»).



И государство всячески поддерживало православие на Руси, понимая «стратегическое значение» и традиций, и ритуалов, и пьянства, которое приносило огромную пользу казне благочестивейшего царя-батюшки. А если кто не хотел соблюдать благочестие, то того плеточкой загоняли в ограду церковную. В частности, многим нужно было приносить справочку о том, что ты был «у исповеди и причастия», иначе твоя благонадежность ставилась под большой вопрос и могла вызвать серьезные проблемы в жизни.



Правда, сто лет назад казалось, что вся система православных скреп, традиций и ритуалов рухнула, сменившись атеизмом и коммунизмом. Но советская власть многое переняла у православия в плане традиций и ритуалов, переделав их на свой лад. А в последние тридцать лет духовность и православие у нас шагают большими шагами по стране под бдительным и благожелательным надзором государства, вновь переплетая всю нашу жизнь государственно-церковными законами (например, об оскорблении чувств верующих) и внедрением в школах «Закона Божьего» под видом «Основ православной культуры». Так, совсем недавно питерский митрополит Варсонофий предложил идею, чтобы семинаристы могли проходить в общеобразовательных школах практику, совершенствуя (цитирую) «проповеднический навык». И, видимо, вновь не за горами то время, когда «Закон Божий» станет в школах обязательным, а вести его будут бородатые дяденьки в черных облачениях. Может, и розги вернут за невыученные заповеди.



Но несмотря на традиции и ритуалы привычного, народного православия, у некоторых людей все равно остаются вопросы. И эти вопросы задаются уже две тысячи лет.



Зачем на землю приходил Христос? Еще можно понять, если бы Он был просто учитель, пророк, который пришел, чтобы научить людей новым заповедям — тем самым, которые Он дал в Нагорной проповеди («блаженны кроткие, нищие духом, чистые сердцем, жаждущие правды, миротворцы…»). Но Бог, который вдруг решил стать Человеком ради спасения людей, добровольно пошел на Крест, умер и воскрес — это так и остается непонятым до сих пор.



Каким образом Его смерть и воскресение нас спасло? От чего спасло? От греха, который якобы совершили тысячелетия назад некие прародители — Адам и Ева? От смерти? После Его воскресения смерти не стало ни на грамм меньше — один только ХХ век забирал жизни десятками миллионов в течение двух мировых войн. Или Он избавил от смерти горящих детей в «Зимней вишне», когда они больше всего нуждались в Его помощи?..



Если Он спас людей для вечной жизни в Своем Небесном царстве, так разве ради этого нужно было приходить на землю? Вполне достаточно было бы оставить людям прежнюю, ветхозаветную религию строгого бога Яхве, велев вести себя послушно и благочестиво, пообещав за это райские плюшки.



Да, богословы и святые отцы могут все-все «объяснить», привести множество цитат, указать на необходимость верить догматам, принятым на авторитетном и древнем Вселенском соборе, да еще и не на одном, а на семи.



Может быть. И вот две тысячи лет люди верят тому, во что им велено верить. Соблюдают традиции и ритуалы, посты и праздники, ходят на службу и к исповеди с причастием, слушают проповеди и водят детей в воскресную школу.



Что изменил в нас факт, что Христос воскрес? Мы не знаем. Но почему-то мы вновь будем радоваться и ощущать нечто щемящее в сердце, когда под колокольный звон в полночь вновь запоют пронзительно: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»


Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.

Комментировать новость

Источник
Просмотров 17
Похожие новости
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
    • PIN: ----
    Группа Facebook