Марк Захаров: «Олег Табаков любил прикидываться саратовским куркулем, а был великим»

0 185
0

Олег Павлович, Олег Павлович… сколько лет он приходил к нам по осени на театральную премию «МК», став, в итоге, близким другом газеты, счастливым талисманом премии, и даже, как бы в шутку, родилась сама собой такая традиция – все, получая приз, независимо – кто из какого театра – говорили наперебой заветные слова: «Спасибо, Олегу Павловичу за… всё!». Вот и теперь говорят – напоследок.



Марк Захаров: «Олег Табаков любил прикидываться саратовским куркулем, а был великим»

Табаков – последняя связующая нить между МХТ-МХАТОМ, театром великих стариков и новым временем… и теперь эта нить оборвалась. Что дальше – полная неизвестность, о чем и тревожатся друзья и коллеги Олега Табакова – Михаил Швыдкой (при нем как при министре культуры Табаков возглавил чеховский МХАТ), Марк Захаров…



- Что сейчас можно сказать, – с грустью в голосе говорит Михаил Швыдкой, – я скажу очень простую вещь: случилось большое горе. Которое мы не переживали уже много-много лет. Уход Олега Павловича Табакова – это уход из жизни последнего великого артиста Московского Художественного театра. Последнего. Который связан с этим театром всеми кровеносными сосудами. Всем своим сердцем. Понимаем искусства.



Казалось, что в силу своей невероятной талантливости он мог работать где угодно – и в Малом театре, и в Вахтанговском, и в БДТ… но на самом деле, он вырос в Художественном театре, он знал метод Художественного театра, он боготворил своих учителей, и воспитывал своих учеников в верности и преданности методу Станиславского и Немировича-Данченко. Он знал про искусство артиста всё. Всё. Но при этом оставался артистом именно этой веры. Этого направления. Этого великого понимания того, что такое жизнь человеческого духа на сцене.


- Олег любил прикидываться таким саратовским куркулём, а на самом деле был великим русским человеком. В высшем и лучшем смысле этого слова. По размаху своего таланта, по размаху человеческих страстей, по тому, как он умел любить, и по тому, как умел прощать.



Когда умер Олег Николаевич Ефремов, – а я был тогда министром культуры, – у меня не было сомнений – кого назначать на это место, на место лидера Художественного театра. А Табаков был именно лидером, идеологом МХАТа, а не просто артистом. Человеком, знающим, что такое Художественный театр в мировой театральной культуре. Потому что Художественный театр – это русское достояние, которое повлияло на всю мировую культуру. Повлияло на артистов от Соединенных Штатов Америки до Австралии… и Олег это прекрасно понимал. Он был, повторю, последним великим артистом Художественного театра. Дорогим другом. Бесценным. Любимым. И поэтому для всех нас сегодня черный день, как это было бы написано в «Театральном романе».


– Вы не забывайте: Олег был созидателем. Это только в кино «Шумный день» он рубил мебель. А на самом деле он был строителем. Не разрушителем. Только созидателем. И при начале «Современника», и когда он создавал свой подвал на Чаплыгина на Чистых прудах, и когда он создавал свой колледж… Он, к тому же, был большим учителем. Очень любил и знал своих учеников, пестовал их, думая о судьбе каждого. Заботился о них по-настоящему. А теперь – увы…


- Олег покорял меня многими своими качествами, – говорит художественный руководитель «Ленкома», – и своим профессионализмом и своим охватом. Широчайшим охватом всех театральных событий, проблем, которые стояли и стоят перед российским театром. Всегда удивляло в нем то, что он САМ ВОССОЗДАЛ СЕБЯ. Он ведь начинал как такой мальчонка, мальчишка, почти как Шурик у Гайдая. А потом Олег прошел этот период достаточно быстро и стал укрепляться в каких-то других позициях, которые разрослись до больших размеров, и он стал путеводной звездой в нашем театральном мире.



Я его безмерно уважал всегда за то, что он сам прошел очень трудную дорогу созидания – от театра «Современник» до МХАТа. Это было всё очень логично, точно и с удивительно высокой результативностью. Думаю, что найти ему замену для МХТ – главного театра страны – будет очень трудной задачей.


– Я убежден, что таким театром обязательно должен руководить режиссер. Не преуспевающий актер, не знаменитый актер, не замечательный актер, а именно человек с ярко выраженным режиссерско-организаторским талантом. Как раз этими качествами обладал Олег Павлович. И сейчас меня посетило ощущение некой растерянности, не скрою…


– Да, хотя на первом этапе, когда только начали укрепляться позиции «Табакерки», у Олега было очень много противников. Но он доказал, что это театр серьезный, где рождаются интересные и нужные для нашего искусства люди. Он умел бороться и обходить. У него были очень тяжелые периоды, когда, например, он работал в Театре армии, – всё время искал, где пробить стену непонимания. А непонимание всегда сопутствует интересным и смелым людям в искусстве. Они всегда вынуждены преодолевать барьеры. Вот он это умел делать. И был очень упорным и волевым человеком, и это передавалось людям. И, конечно, главный театр страны долгое время после Олега Николаевича Ефремова, держался на энергии Табакова, на его профессионализме и таланте…


- Наверное, да. Об этом говорил и Товстоногов когда-то: у него спросили – что будет после вас? Он ответил – будет театр, другие краски, другие проблемы, другая стилистика. Театр не погибнет… так же, я думаю, будет и с МХТ. Он преобразуется во что-то другое, и дай бог сил людям, которые несут за него ответственность, чтобы они выбрали правильный путь, правильную дорогу. Но таких режиссеров, которые могут возглавить МХТ, я могу насчитать не очень много, хотя они есть… Дай бог.




Смотрите фоторепортаж по теме:

Умер Олег Табаков: его лучшие роли в фотографиях


Марк Захаров: «Олег Табаков любил прикидываться саратовским куркулем, а был великим»

22 фото



***


Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.


Источник

Похожие новости

Загрузка...
Загрузка...
Последние новости