Погода в Москве:

03 апр 18:55 Новости / Культура

Александр Сенкевич: «Народ на мякине не проведешь»

Успех его захватывающей книги «Будда» по нынешним временам невероятен: тираж «Будды» в серии ЖЗЛ разошелся, и теперь «Молодая гвардия» выпустила подарочное издание этой психологической и страстно написанной книги. И она будет представлена на Книжном салоне в Париже. Уже в Москве Сенкевич рассказал мне о своем участии в парижском празднике:



Александр Сенкевич: «Народ на мякине не проведешь»

— Презентация моего «Будды» состоялась 16 марта на Большой сцене, в первый день Парижского книжного салона. Лев Данилкин, автор книги «Ленин», и я со своей книгой о Будде представляли самую многолетнюю книжную серию «Молодой гвардии» — «Жизнь замечательных людей». Нас послушать пришло много людей: ведь доктрины Ленина и Будды несовместимы. Каждый из нас защищал своего кумира с пылом и страстью. Действительно, предложенные Буддой и Лениным концепции будущего человечества представляют две альтернативные линии человеческой жизни. Наши выступления перед французами сопровождались синхронным переводом.


— Больше всего меня потрясли толпы людей — детей, подростков, студентов и молодых родителей с детьми. Для молодежи до 18 лет вход был бесплатным. В кассы за билетами на книжный салон стояли длиннющие очереди. Парижане в который раз подтвердили свою любовь к книге. Российская программа была огромна. Россия выступала здесь как почетный гость. Нам были выделены лучшие площадки для экспозиции книг и выступлений.



Слава о нем еще не гремела, когда он впервые пришел в отдел литературы и искусства «Московского комсомольца». В те годы Сенкевич слыл успешным индологом, а вскоре защитил докторскую диссертацию. О его поэтической одаренности раньше всех догадался и высказал свое мнение знаменитый Арсений Тарковский, а его книгу об известном индийском поэте Хариваншрае Баччане, переведенную на язык хинди, высоко оценила премьер-министр Индии госпожа Индира Ганди. Ныне просвещенная публика заполняет залы, где Сенкевич читает свою лирику и увлеченно, даже азартно общается со своими читателями.



Вдохновленный живым общением с читателями «Будды», Сенкевич расширил горизонт своих творческих возможностей. И вот еще одна новость: Ренэ Герра, спаситель творческого наследия русских художников-эмигрантов, приобщил его к захватывающему сюжету о русской Ницце — о царях, об императрицах, о творческих и интимных связях, столь интересных нашим современникам. Совместно написанную книгу о русской Ницце и ее окрестностях они предполагают издать в конце этого года.



Еще перед отъездом Сенкевича в Париж я предложила ему пообщаться с читателями «МК». 23 февраля в промерзлом Подмосковье, в доме его дочери Кати, мне удалось увидеть, с каким восторгом бросился к нему его внук Петя Шульпяков — он еще в четвертом классе, но уже азартен в играх и в познании. Мне пришлось их разлучить…




Александр Сенкевич: «Народ на мякине не проведешь»


— Могу признаться: в молодости я был излишне самонадеян. А с годами, как мне представляется, избавился от греха гордыни. Вообще-то, Наталья Александровна, мы относимся с тобой к поколению, жившему в трех эпохах и существующему в четвертой. Поэтому-то внутренние перемены для всех, кто выжил и живет по сей день, были неизбежны. Ведь одна эпоха отрицала предыдущую. Сталинская эпоха, в которой я провел детство, а ты — еще и юность, не согласовывалась с хрущевской, хрущевская — с брежневской. А нынешняя, в которой мы находимся, — со всеми тремя. Сейчас есть попытка представить их как нечто целое, но это ложь. Мелодии у всех эпох разные, и слова песен так же. Их не подогнать, как ни старайся, под французскую песенку, которую в русском переводе пел Леонид Утесов: «Все хорошо, прекрасная маркиза». Все три эпохи ваяли каждого из нас по-своему. В социально-политическом смысле все мы — невообразимое смешение противоположностей. Как ни печально признать, я тоже эклектическое создание. Единственное, что спасает, — это великая русская поэзия, в которой линия жизни порядочных людей прочерчена ясно и понимается без кривотолков.


— Наверное, так оно и есть. Однако меня сейчас захватывает проза. И представь: нахожу удовольствие в газетной литературной критике — осваиваю новый для себя жанр. Из-за перехода от одного прозаического жанра к другому поэтическая лира стоит одиноко где-то в углу моего подсознания. Такое состояние меня скорее огорчает, чем радует: мое поэтическое наследие за последнее время увеличилось всего лишь на несколько стихотворений.


— Расскажу тебе об одной курьезной догадке. Она меня повергла в уныние, поскольку засвидетельствовала триумф невежества среди моих современников. В бюллетене посольства Индии в России «Индийский вестник» (май 2017 г.) было напечатано мое старое, не раз публиковавшееся стихотворение «Дхармасала». Его появление на страницах посольского журнала сопровождало следующее вступление. Цитирую по памяти: «Стихотворение этого номера, посвященное резиденции Далай-ламы в Дхармасале (Индия), написано Николаем Рерихом. В этом стихотворении есть пронзительные строки, объясняющие, почему выдающийся деятель русской культуры так любил Индию». Далее идут строки, которые Николай Константинович просто не мог написать, живя в гималайской долине Куллу. Ты их, наверное помнишь: «Себя в себе самом легко уничтожая, // зачем мне фимиам и приторный елей? // Блаженны будут те, кому страна чужая // земли своих отцов желанней и теплей».



О чем думал публикатор, ведь Николай Рерих умер в 1947 году, а Далай-лама XIV бежал в Индию из Китая в 1959 году. Ради справедливости скажу, что индийские дипломаты, обнаружив ошибку, тут же подтвердили мое авторство и принесли извинения в августовском номере «Индийского вестника» за тот же прошлый год. Эта история лишний раз подтвердила известную истину. Если ты сочинил что-то стоящее, неважно, стоит под ним твоя фамилия или нет. В этом случае говорят: слова народные!


— Я в этом не вижу ничего плохого. Графомания — можно сказать, это радикальное психотерапевтическое средство, избавляющее многих людей, как формулировал Будда, от помрачений сознания. Пусть уж лучше пишут стихотворную чепуху, чем безобразничают и врут по любому поводу.


— Книгу писал я уже дома, не в Индии. Писал не авторучкой на бумаге — изливал свое состояние на компьютере. Иногда это была медитация. Я сосредотачивался на одной из многих мудрых мыслей Первоучителя. Вылавливал возникающие во мне слова и, чтобы передать их суть, неоднократно повторял их, сложившихся во фразы. Я словно беседовал с Буддой, выходя при этом из рамок обыденного сознания. Старался объяснить самому себе, в чем главное откровение Первоучителя. Могу засвидетельствовать: в моей книге не какой-то «шаблонный» Будда, а мною глубоко пережитый и соотнесенный с моим жизненным опытом. Это действительно мой Будда, каким я его понял после внимательного прочтения буддийских наставлений и путешествий по буддийским монастырям. Этот образ, как я его увидел, далек от общепринятых представлений о нем. И моя книга по своей сути — попытка приблизиться к Первоучителю, выявить и принять главные мысли его вероучения, необыкновенно полезные для современного человека. Одна из них: не врать хотя бы самому себе, не уподобляться Манилову, одному из хорошо нам знакомых гоголевских персонажей.


— Жил подолгу. Буддизм ведь был изгнан из Индии. А действующие монастыри в подавляющем большинстве принадлежат тибетцам. Сам Будда по происхождению был индийцем. В нынешние времена буддизм востребован и адекватно понят в цивилизованном мире Запада. И об этом моя книга. Поэтому я часто привожу в ней размышления, мнения о Будде и его учении не только буддологов разных стран, но также русских и западных писателей: Ивана Алексеевича Бунина, Жана Кокто, Генри Миллера, Гертруды Стайн, Германа Гесса.


— Он находился со мной рядом, словно пребывал в яви. Ему был ненавистен ход эволюции, в основе которой — нескончаемые массовые убийства. Ему не давали покоя мысли: почему так несправедливо устроена жизнь, когда сильные гнобят слабых? И есть ли какая-то надежда на бескровное будущее живых существ?



Будда был первым, кто предоставил людям четкую программу, как жить, чтобы мечта превратилась в явь. Но не так быстро и не таким путем, как мы пели в «Марше авиаторов»: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Эту песню, переведенную на немецкий язык, распевали в 20-е годы немецкие коммунисты, а в 30-е — штурмовики СА.



Будда же предпочитал идти на мудрые компромиссы, чтобы избежать кровопролития. Необходимо перенаправить свое сознание к мирному сосуществованию людей, безуспешно убеждал он правителей.


— Надо относиться к каждой человеческой жизни как к величайшей ценности. Этот гуманизм должен проявляться и в отношении к братьям меньшим.


— Чтобы осознать в художественных образах, что происходило и происходит в нашей стране, начиная со второй половины восьмидесятых годов прошлого века и до наших дней, стоит обратиться к жанру эпического романа. У нас развернулась и заматерела коррупция — сверху донизу. Врать приучились вдохновенно, с пафосом. Многое делаем через пень-колоду и на голубом глазу. Кого-то убивают, кого-то грабят… Все телевизионные каналы отданы детективам и сериалам, в которых показывают сращивание представителей правоохранительных органов с бандитами. Честные и порядочные люди гибнут, мерзавцы выживают! Кажется, что мы летим в пропасть. Неужели точка невозврата пройдена? Кто может остановить это нравственное падение?



Ситуация, чем-то схожая с Гражданской войной. И она гениально воссоздана Иваном Шмелевым в «Солнце мертвых» и Иваном Буниным в «Окаянных днях». Мои соотечественники в своем большинстве оказались неподготовленными к новым обстоятельствам социальной и духовной жизни. Я эту ситуацию зафиксировал в стихотворении «Выпускали стрекоз на мороз». Оно было опубликовано на страницах «МК» еще в 1994 году. Вместе с тем не хочу верить, что все происходящее безнадежно и что выхода нет.



Если ты писатель земли русской — забудь о небе страха, о котором писал Александр Солженицын, а художественно исследуй общество и находи в нем мучающие его язвы. Чего-чего, а свободы творчества в нынешней России сверх меры. Такое иногда читаю, словно нахожусь в Третьем рейхе…


— С давних пор я размышляю о личности, таланте и судьбе Венедикта Васильевича Ерофеева. Анализируя детали драматической жизни автора книги «Москва–Петушки», осознаю мудрость его суждений. Что его отличало от большинства советских писателей? Абсолютное отсутствие двоемыслия. Иосиф Бродский понимал двоемыслие не в общепринятом смысле: говорю одно, а думаю другое. Он трактовал это понятие гораздо глубже. В стране воинствующего атеизма и бесовщины, как сказали бы верующие люди, — двоемыслие и двоедушие были распространены повсеместно.



Венедикт, человек верующий, спасался от советской власти с помощью показного пьянства по примеру китайских поэтов Средневековья. Ведь пьяные речи никто серьезно не воспринимает, думали китайские императоры — и в этом сильно заблуждались. Однако тяга Ерофеева к алкоголю у его биографов сильно преувеличена. Они часто отождествляют героя поэмы «Москва–Петушки» с ее автором. Это неправильно. Умственной деградацией писатель не страдал, о чем можно судить по его самым последним интервью.



Знаешь, с чего началась социальная драма Венедикта Ерофеева? В его тумбочке кто-то обнаружил Библию, после чего его исключили из Владимирского государственного педагогического института. С этого события пошла ерофеевская бездомная и скитальческая жизнь. Он ведь не только читал Библию. Он еще и рассуждал о мудрости священной книги среди своих однокашников-студентов.



А нынче представители так называемой элиты ходят в церковь, осваивают Библию. Это похвально. Настораживает другое. Им важно, чтобы молочные реки с кисельными берегами текли исключительно в их сторону и не оскудевали. Мол, помолимся — и все грехи простятся. Разумеется, жизнь разнообразнее, и в ней бывают исключения.



Вообще-то я по своей натуре оптимист. Руководствуюсь народной мудростью: «Солнца нет, зато месяц светит». И еще одним изречением: «Утро вечера мудренее». В России, если что-то доходит до крайности, народ просыпается, и его уже на мякине не проведешь.


Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.

Комментировать новость

Источник
Просмотров 21
Похожие новости
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
    • PIN: ----
    Группа Facebook