Погода в Москве:

08 апр 18:30 Новости / Культура

В Табакерку пришел амбидекстер: Машков о театральном зазеркалье

Владимир Машков стал худруком Табакерки. Горячий, с холерическим темпераментом, блистательный, модный артист, он переступает порог кабинета своего учителя. Замирает. Оглядывается. Кажется растерянным… В своем первом слове полностью отходит от стандартов и рвет шаблон представлений о начальстве. Не обещает спектаклей на звезд и вместо культурной революции предлагает научную. И все время возвращается к Табакову. Свое первое интервью в качестве руководителя популярного московского театра он дал обозревателю «МК».



В Табакерку пришел амбидекстер: Машков о театральном зазеркалье

Я рыцарь при императоре



— Даже при приближении к нему я не мог принять его смерть. Я приходил к нему в больницу и видел, что он бился, как гладиатор на поле, — рвал на себе провода. И у меня было полное ощущение, что он прорвется. Это была битва за жизнь!


— Не настолько… Чтобы не надоедать. Больница — серьезное дело, врачи… Марина находилась там постоянно, делала все и даже больше, чем возможно, серьезно стала изучать медицину. Вот видишь как: иногда беда расширяет наши знания.



Теперь его уход — беда для меня на всю жизнь, потому что он попал в больницу в день моего рождения — 27 ноября. Я находился как раз в Узбекистане, на съемках, позвонил — а я ему на свой день рождения сам всегда звонил, чтобы об этом напомнить. Не дозвонился. Да… 27-е число — вот такая нумерология нашей жизни.


— Верю — не верю… Живу. Моя задача — искать смысл в жизни, в цифрах, наблюдать. Наблюдающий есть наблюдаемый. Я наблюдаю за тем, что мне подкидывает мир, и это не может не встать в стройную линейку.


— Наши взаимоотношения с Олегом Павловичем были очень тесными. Он был император! Стоек, силен! Я же был яростным и агрессивным, что ему тоже нравилось.


— …Наверное, рыцарь какой-то, Ланцелот. Его телохранитель. Тела хранитель… Моя задача была в том, чтобы мой учитель был счастлив, гордился мной. Он действительно подарил мне судьбу. А ее можно подарить только в битве: ломал меня внутри, ломал мою невозможность что-то делать. Между нами не было слова «невозможно», были поставленные задачи.


— Вообще этого слова — «испугался» — не понимаю. Мой дедушка однажды сказал (у меня мощный был дедок): «Вовка, ты всегда успеешь обосраться до смерти. Бояться смысла нет». Слово это нехорошее, оно лишает человека внимания. Могу сказать, что увидел: помещение, которое не обжито, и только символы на стене — фотографии его и дорогих ему людей. Это его зеркала. Ведь большая часть его жизни проходила в Московском Художественном театре, где огромная труппа, а здесь его любили, носили на руках…


— Нет, я ему никогда не отказывал. Еще раз скажу, возвращаясь к императору: он не из тех людей, кто оставлял за собой того или этого. Он не был назначающим. Он, как Королёв, дал старт, а дальше — давайте, буду смотреть на вас. Запомни, ты настолько хорош, насколько хороша твоя последняя работа. Поэтому если человек не идет к этому значению, он двигается назад.




Смотрите фоторепортаж по теме:

Владимир Машков возглавил «Табакерку»: фотознакомство худрука с актерами и прессой


В Табакерку пришел амбидекстер: Машков о театральном зазеркалье

40 фото



Внимание — это ацетилхолин


— Я видел интерес к происходящему событию, почувствовал некий аванс того места, где я не чужой. Я смотрел на артистов… Мне не хотелось бы, чтобы они встали на стезю, когда им уже ничего не хочется исследовать, — тогда мне здесь точно нечего делать. Если люди не хотят двигаться вперед, изучать себя и окружающих в ситуации здесь и сейчас, не имеет смысла заниматься этой профессией.


— Мы немного поговорили… Мне будет интересно послушать актеров после, когда они подумают о том, что я им сказал. Насколько я взорвал их мозг.


— Нет, не было такой задачи. Задача одна, чтобы они стали сегодня чуть-чуть внимательнее, чуть-чуть… Еще раз повторяю слова Станиславского: идти через сознательную психотехнику артиста к подсознательному творчеству органической природы.



Константин Сергеевич открыл всю палитру психотехники актера — то есть того, чем мы должны заниматься. Его талантливые ученики, подхватив это, двинулись дальше, испытывая на себе, что значит переживание здесь и сейчас. Что такое магическое «если бы». В 36-м году Станиславский пришел к артистам МХАТа (есть стенограмма) и сказал Кедрову, Топоркову и другим: «Я тут попросил девочку один этюдик сделать: смотри внимательно — вот человек идет, нет, не сюда, повернул, еще раз повернул… — от нее оторваться нельзя было. Теперь возьмите листочки, записывайте». — «У нас нет листочков». — «Возьмите воображаемые и начинайте писать». Он их заставлял (!!!) делать один элемент — внимание! Внимание — это ацетилхолин. Это нейромедиатор, который был найден в блуждающем нерве, и он отвечает (грубо говорю) за внимание.



Я жду оппонента, который мне скажет, что это не так и докажет, что не внимание главное, а воображение. А я тогда спрошу: «Как внимание наведешь на воображение?» Мой путь от внимания — к чувству, а внимание — это предчувствие.



Зачем нам две одинаковые руки, если они вместе не функционируют?


— Давно. Всю жизнь я занимался Системой. У меня была задумка озвучить ее, визуализировать, побеседовать со всеми. А потом, занимаясь этим, я логически совмещаю то, что делали Чехов, Дикий, Немирович-Данченко, Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров. Моя задача не сниматься как сумасшедший… Если ты обратишь внимание, я отвечаю за работу, которую делаю в кино, — ни одну не сделал бессмысленно.



Знаешь, Михаил Александрович Чехов в свое время написал об артисте Левинском, тот жил в ХIХ веке в Вене. Был небожителем, играл в шекспировских трагедиях главные роли. Маленький, горбатый, с сиплым голосом и уродливым лицом. Его спросили: «Как вы, такой вот упырек, могли добиться великих ролей и таких результатов»? И он ответил: «Я никогда бы не добился ничего как актер, если бы выходил на сцену таков, каков есть — маленький, горбатый, с сиплым голосом, с уродливым лицом. Но я нашел способ, как помочь себе: я всегда выхожу на сцену втроем.


— Слушай внимательно: один маленький, горбатый, с сиплым голосом и уродливым лицом. Второго я всегда держу перед собой: красивого, благородного, полного высших человеческих достоинств. И в качестве третьего — я и этот красивый играем на горбатом, сиплом, с уродливым лицом.


— Образовательная программа будет создаваться для колледжа. Мне бы хотелось, чтобы он стал техникумом — психотехникумом, потому что, изучая психотехнику, артист должен владеть собой, знать, где у него неприятности, где радости. Хочу начать со школы: сейчас буду их ломать, заставлять работать левой рукой. И рисовать тоже левой. Об этом и просил Станиславский. Зачем нам две одинаковые руки, если они вместе не функционируют? Я им дал сейчас настрой — посмотреть, на что обратить внимание!



И специалисты придут: необходимо изучать анатомию, психологию… Есть люди, например Аня Одинцова, она амбидекстер, учит рисовать двумя руками одновременно.


— Я рисую с детства. У меня папа левша, родился в Туле. Свободно писал левой и правой рукой, играл двумя куклами за двух персонажей. Был величайший актер в театре кукол — таких я не видел. И это со мной всю жизнь, я понимал такие возможности.



Если человек не думает о своей судьбе — значит, я о его судьбе думать не буду


— Что-то обсуждал, но он боялся методологии. Он был моложе всех в «Современнике» и влетел в их поезд с небольшим опозданием. Но за счет энергии, чувственного внимания, обаяния (а оно и есть чувственное внимание) догнал их.



Для меня артист — царь сцены, ничего другого в театре нет! И ничего сильнее, чем артист, непосредственно живущий здесь и сейчас, нет! За этим зритель идет в театр — общаться с ним вживую. Поэтому меня интересуют только блистательный артист и режиссеры, которые будут делать все, чтобы высветить их, чтобы они открытия для себя делали.


— Мы же пришли с ним вместе в МХТ. Я всячески его поддерживал: в 2001-м начал делать «№13», он хотел, чтобы театр зажил. И я тоже, как и он, не понимаю, когда в театре нет коммерческого успеха. Тогда театр не нужен. Значит, на него никто не хочет смотреть — здесь и сейчас. Тогда здесь не нужен театр — нужна парковка для машин. А это должна быть парковка для души. Чтобы в данную секунду времени я должен о чем-то подумать, за что-то зацепиться, пережить самому. Я могу дать тебе шанс, как пережить.


— Мне меньше всего интересно, как я буду артистов веселить. Это не мое дело, такого не будет. Если человек не думает о своей судьбе — значит, я о его судьбе думать не буду. Как только мне начинают задавать вопрос: какой будет спектаклик, чтоб нас повеселить, я отвечаю: «Никакой!» Я хочу посмотреть, что вы играете, что вы задумали? Насколько вы внимательны и есть ли в вас желание существовать дальше?


— Что-то начал, но мне достаточно включить видео — и все станет понятно. Я опытный. Чтобы увидеть — существуют люди так или не так, достаточно одной сценки.


— Когда много лет назад я впервые появился в театре, начал самостоятельно делать спектакль — «Звездный час по местному времени». Пришел к артистам, которые уже работали там: «Хотите со мной попробовать?» И мы между спектаклями репетировали. Табаков посмотрел, ему понравилось, включил спектакль в репертуар. Посмотрим, люди меняются, но тогда не было никакого комплекса непонимания меня. Потому что, повторяю, задача моя — чтобы артисты, любимые наши, были успешными. Куда бы они ни пришли, там должен быть успех и радость от них.


— Да. Артист обязан сниматься в кино. Но не в говне. Если «костлявая рука голода», да, я понимаю… Но при этом они должны осознавать, что их усилия удвоены, должны привести зрителя оттуда сюда — это и есть амбидекстер.



На представлении прозвучал вопрос: кто же должен руководить театром — артист или режиссер? Амбидекстер, который актер и режиссер. Звали его Станиславский, дальше — Ефремов, дальше — Табаков.


— Абсолютная самоирония. Люди не обязаны запоминать имена артистов. Мысль Карнеги о том, что самым прекрасным звуком для нас является звук собственного имени, для артиста ошибочна. Артист — образ. Зрители могут не знать имен артистов, но их чувственное внимание отложилось в долгосрочную память навсегда.



Любить любовь — как говорил Табаков


— Я еще когда первый раз сюда вошел, сказал: «Почему стены серые?» Я хочу, чтобы Табакерка вся была зеркальная, и я это сделаю — все помещение. Артист должен все время сталкиваться с собой. Я хочу, чтобы люди писали о чем-то важном для них сегодня, делились идеями — фиксировали на зеркалах. Не нужно будет — смоем. Посмотрите на себя, а потом посмотрите на зеркало сцены. Это философия. Табаков любил повторять: чем дальше, тем все страньше и страньше. Зазеркалье — мир нашего театра.


— Я понимаю — все, о чем уже долго и давно говорю со своими товарищами и оппонентами — это открытие в психотехнике. Я сделал открытие.


— Я должен узнать сначала, кто здесь и что делает. Как они обращаются с вниманием, чтобы понять — делать с ними что-то, не делать или пускай делают другие. А может, активизирую актеров для работы в режиссуре. Идти мне некуда…


— А как можно не сотрудничать со своим городом, со своим государством? Оно — тоже зритель, и от этого зрителя очень многое зависит. Я исхожу из того, что наша деятельность должна быть не бессмысленной, мы должны что-то предъявлять. Сотрудничать! Мы делаем одно общее дело.


— Это произошло очень рано. Руководство не входило в мои планы. Театр и кино — это дело молодых. Душой. Я не про тело говорю. Любить надо. Любить любовь — как говорил Табаков. Чувствовать эту связь — провокационную, порочную, зыбкую.


— Думаю, придется.


— Не думал об этом. Мой кабинет там, где я сейчас есть.


— А как же! Это же наше все! Это сделано руками Табакова. Значит, сюда должны приезжать, приходить люди, наслаждаться, отдыхать, нервничать, переживать. И чтобы артисты получали хорошую зарплату и удовольствие от своей деятельности.



Мне нужно сейчас многое понять, во многом разобраться. Нужны новые подходы ко всему. Я пришел с тем, чего здесь нет. Я предлагаю вам руки и жду ваших. Предложил — жду, чтобы люди услышали свое внимание. Я не хотел двигаться так стремительно, но ничего не сделаешь.



Смотрите видео по теме:
«"Табакерка" получила Владимира Машкова: первое видеоинтервью нового худрука»
04:33


Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.

Комментировать новость

Источник
Просмотров 24
Похожие новости
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
    • PIN: ----
    Группа Facebook