Погода в Москве:

11 апр 21:20 Новости / Культура

«Золотая маска»: вернувшись из Лондона, сантехник ушел в астрал

«Лондон» в постановке Сергея Чехова по пьесе белорусского драматурга Максима Досько показал на «Золотой маске» Драматический театр из Новокузнецка, что в Кемеровской области. Он стал одним из самых необычных спектаклей нынешнего фестиваля и смело претендует на победу в трех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая работа художника».



«Золотая маска»: вернувшись из Лондона, сантехник ушел в астрал

Пьеса Максима Досько, а он радиоинженер и фотограф, еще в 2014 году вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Посвящена она «малой Родине и патриотизму (зачеркнуто) космополитизму». Заметим, тогда еще всех нас не накрыл глобальный псевдопатриотизм в искусстве по разнарядке.



Итак, жил на свете белорусский сантехник — в небольшом поселке Озерцо под Минском, рядом с городом Раков, где родился. Ничего, кроме этих мест да Минска, не видел. Звали его Гена, и был он не стар. Всего 34 года. «34 года, и только Озерцо, Раков, Минск» — хор из четырех актеров (Илона Литвиненко, Наталья Пивоварова, Александр Коробов, Евгений Лапшин), подобно древнегреческому предшественнику, рассказывает об этом удивительном обстоятельстве. Все они — на высоченных котурнах, напоминающих войлок, в черных майках с надписью «Гена», со зловещим черным гримом на лбу и веках, напоминающим демонические маски с карнавала смерти. Но… «Гена был в Лондоне» — и это многое меняет в его биографии и ментальности. Пока сам герой безмолвствует, хор произносит текст, из которого мы только и узнаем, что с Геной происходит, о его жизненном пути и думах. Отличный саунд-дизайн Владимира Бочарова, наполненный журчанием канализации и комическими звуками, сопровождает монологи.



Напоминает сантехник из белорусского ЖЭКа первобытного человека. На бедрах — повязка из мешковины. Обнаженное тело и голова присыпаны чем-то вроде цементной пыли. Актер Андрей Ковзель напоминает изваяние неандертальца. За его спиной — черно-белый экран с инфернальными картинками. На сцене почти ничего нет. Художник Анастасия Юдина ограничилась душевой кабинкой из пластика, напоминающей капсулу, экраном с проекцией и проходящей через сцену-подиум веревкой алой пуповины.



Так бы и шла жизнь свои чередом: прочистка, откачка, канализация, где можно выловить пыжиковую шапку, брюки, трусы, хотя каждому известно, что такие вещи нельзя бросать в унитаз. Вспоминал бы о судимости за кражу, совершенную по пьяни, канувшую в Лету семейную жизнь, начавшуюся с хмельного залета будущей жены. Но… Было у сантехника хобби: увлекался он соломоплетением, достиг успехов, так что получил приглашение в Лондон. Гена готов отказаться от такого трипа: страна чужая, языка не знает. «Зачем сантехнику английский?» — несколько раз повторит хор. И не поехал бы никуда Гена, да родители уговорили. Надо же жизнь повидать, на самолете полетать.



Гена впервые за границей. В отеле живет, ходит на завтрак, ездит на экскурсии, но скучает по родине, где все такое понятное. Гран-при, полученный в Лондоне, почти ничего не изменил в его голове. Наш он человек. Из номера не выходит, сидит и смотрит телевизор. Чемодан за двое суток до отъезда собрал. Ничего интересного в этой Англии для себя не нашел. Лишь однажды увидел, как теплотрассу прокладывают, заинтересовался — хоть что-то по профилю, да и зарплата у рабочих, должно быть, хорошая. Гена по-прежнему молчит. Вещает хор, да так интересно, что слушаешь его — не наслушаешься.



Но все-таки что-то происходит в голове Гены, раз он в самолете остро ощутил, насколько сильно любит родной поселок и ЖЭК, и ничего-то другого ему не надо. Жизнь пошла своим чередом — прочистка, откачка, ЖКХ, за причастность к которому охватывает гордость. Пока хор пытается разобраться в мозговых извилинах Гены, сам он в душевой кабинке смывает канализационную пыль, чтобы выйти оттуда чистым и просветленным. Вот что делает с человеком прилив патриотизма. Откуда-то берется скафандр, как рояль в кустах. И вот уже Гена, как космонавт, ступает не по грешной земле, а уходит в совсем другие выси, в астрал. С космосом в нашем сознании точно что-то происходит. Все чаще киногерои и мультперсонажи отправляются на дальние орбиты, чтобы начать жизнь с чистого листа. Вот и Гена, не будучи интеллигентом, рефлексирует помимо своего желания и восходит к звездам. Мы не можем жить без космоса.



Талантливый молодой режиссер Сергей Чехов — выпускник Новосибирского театрального института, основатель «Асфальт-театра» в своем родном городе — когда-то вошел в новые слои атмосферы, оказавшись в Москве. Его собственный опыт помог разобраться с патриотическими чувствами и душевной невесомостью.


Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.

Комментировать новость

Источник
Просмотров 47
Похожие новости
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
    • PIN: ----
    Группа Facebook