Что не так с «экстремистским» делом Васи Ложкина: непечатная терминология

Художник Вася Ложкин со своей картиной «Великая прекрасная Россия», о которой много шумят в последние дни, попал в хорошую компанию.

 

 

Вот, почитайте. «Удивительное ныне художество — без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника … отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна». Картину эту предписано «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами».

Что-то знакомое, правда? Буквально вчера услышанное. Но первая цитата — это Константин Петрович Победоносцев, русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, «серый кардинал» при императоре Александре III. Вторая — из предписания Третьякову (тому самому), купившему картину. Очень не понравилось полотно императору и в результате 3 месяца не выставлялось. Так картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (она же «Иван Грозный убивает своего сына») стала первой в России картиной, подвергшейся цензуре. Шел 1885 год.

Прошло 130 с небольшим лет. Октябрьским районным судом Новосибирска в январе 2016 года репродукция картины Ложкина «Великая прекрасная Россия» была признана экстремистской, и в апреле Министерством юстиции внесена в федеральный список экстремистских материалов.

 

В принципе, формально эволюция налицо. Уже не высочайшим распоряжением, а по суду произошел запрет. А вот фактически…

Картину запретили вместе с тремя другими изображениями и ксенофобским текстом, найденными на странице «ВКонтакте» новосибирского националиста. Почему? Потому что на, назовем это полотном, изображена карта — наша страна красным цветом с надписью «Великая прекрасная Россия», а остальные страны — черным цветом с соответствующими вполне народными определениями. Ну, например, на скандинавских странах написано «… всякие». Вместо трех точек — непечатный термин для обозначения лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. И где тут ксенофобия и экстремизм? Народу постоянно из телевизора рассказывают про эти страны, что там бездуховность, разрушение института семьи, мужчины любят мужчин, животных, рыб, деревья и насекомых всеми известными и неизвестными способами и вообще официально признано минимум полтора десятка полов? Как все эти полтора десятка полов одним словом назвать? Правильно. Вот Ложкин, как народный художник, так и пишет.

А дальше происходит вообще чудо. Назначается только одна экспертиза — психолого-лингвистическая. И одновременно ведь и другие ксенофобские материалы с той самой страницы националиста эксперт рассматривает. А если он такой же профан в искусстве, как и я, то понятно, что «Великая прекрасная Россия» на этом фоне признается ксенофобской и экстремистской. Покажите жителю побережья озера Чад портрет Гитлера и портрет Штирлица, чтобы оба в форме были. Для него оба будут фашисты. (Да какое там озеро Чад, я лично видел по нашему российскому ТВ запикселенную на всякий случай в художественном фильме свастику.)

Сейчас, когда решение районного суда о признании картины Ложкина экстремистской отменено, еще ничего не закончилось. Назначено новое рассмотрение и будет новая экспертиза.

Я не знаю, где граница между искусством и нарушением закона. И среднестатистический майор тоже не знает. Ничего, вроде, страшного — похоже, император тоже был не очень в курсе. Вот только эволюция, зеркалом которой стал Ложкин, привела к тому, что слишком много в моей стране майоров стало брать на себя функцию Александра III – решать, что можно, а что нельзя.

Неправильно это как-то. Да и вообще не по Конституции, которая свободу творчества гарантирует.

P.S. Очень сложно было писать этот текст. Потому что обиженными могут почувствовать себя поклонники Победоносцева, Александра III, лица нетрадиционной сексуальной ориентации, социальная группа «майоры». И даже в суд могут подать, опять спутав сарказм с экстремизмом.

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Информационное Агентство 365 дней
Adblock
detector