Она была талантливее Загитовой и Медведевой, но хрустальная ваза разбилась

Она была талантливее Загитовой и Медведевой, но хрустальная ваза разбилась

Российская фигуристка Полина Цурская завершила карьеру в 17 лет. Анатолий Самохвалов в исключительно авторском материале объясняет, почему спортсменка, не выигравшая ни одного серьезного турнира на взрослом уровне, является достоянием фигурного катания.

С уходом Цурской фигурное катание приобеднело. В мировом масштабе. И, вполне вероятно, в историческом. Вижу ваши ухмылки, гогот и фырканье. Какой еще масштаб у девчонки, не способной чисто откатать программу и занимающей четырнадцатое место на чемпионате России? Да при здравствующих Медведевой с Загитовой. И при метеосводках о грядущем урагане от Щербаковой и Трусовой. Ну и, наконец, при защитнике образа подлинного женственного катания Косторной.

Все прекрасное в спорте забывается, если его не подкреплять результатом. Кто сейчас, кроме Нины Мозер, вспомнит «одиночника» Алексея Василевского, которого погубила неспортивная психология? В кого бы мог вырасти футболист Марат Измайлов, подолгу не вылезавший из лазарета? Но Василевского глупо сравнивать с Плющенко или Ягудиным, его и близко не поставить даже с Ковтуном, а Измайлова включит в список лучших из лучших разве что Юрий Палыч Семин. Потому что герой «измайловского» плана — Аршавин.

Глупо сравнивать Цурскую с Медведевой и Загитовой, даже Маша Сотскова, уступавшая Полине на том самом юниорском взлете, добилась во взрослом катании куда большего. Но никто и никогда не отменит того, что Цурская успела засветить — индивидуальность, которой не учат в школе, которую не заложит тренер, которая проявляется только генетически и которой этому виду спорта будет не хватать даже в борьбе четверных лутцев с четверными флипами.

Она была талантливее Загитовой и Медведевой, но хрустальная ваза разбилась

Цурской природа дала два взаимоисключающих качества, которые она смогла совместить на льду: мощь проката и балетную эстетику. Не знаю, как это происходит, но только один человек мне показал, как мужская сила сочетается с девичьей утонченностью — Цурская. И такого сочетания не было ни у кого больше. Мне по-прежнему кажется, что она талантливее и Загитовой, и Медведевой.

Алина смогла показать трендовое фигурное катание с широкой улыбкой и ровно той сложностью, которая была необходима. Затем — ухватить момент, а потом и второй. Медведева очень долго вырабатывала в себе то гармоничное чемпионское катание, где есть разумная сила и очень профессиональная, годами отполированная вместе с рядом специалистов от Ильи Авербуха до Владимира Спивакова эстетика.

Трусова берет свое юношеской безбашенностью и сложностью, Щербакова — сложностью и вполне себе земным очарованием. Вот Косторная — это уже природа, и только затем труд. Но природа Косторной тоже включает в себя какие-то общепринятые нормы таланта фигурного катания — мягкость, легкость, единение с образом. В Цурской же всегда жил парадокс.

С 2016 года Полину спорт стал забывать. С той травмы на чемпионате мира среди юниоров в Дебрецене. Задолго до старта один опытный тренер сказал: «Я тебе точно заявляю, победит Цурская». Профессионалы в этом не сомневались. Когда я увидел ее вихревую раскатку на тренировочном катке где-то во дворах той венгерской периферии, я тоже был убежден, что передо мной будущий лидер мирового женского фигурного катания. Цурская заходила на прыжки тигриной мощью. Таранным форвардом, готовой своим высоченным каскадом тройной лутц-тройной тулуп уничтожить всех конкурентов. Но спустя какие-то минуты стало известно о ее снятии с соревнований…

Она была талантливее Загитовой и Медведевой, но хрустальная ваза разбилась

В дальнейшем же Цурская лишь упорно ходила по кругу: травмируясь, восстанавливаясь, возвращаясь… где-то стихийно побеждая, как в финале Кубка России-2017, но все равно блуждая героиней второго плана, за что в российском фигурном катании «оскаров» не дают.

Этери Тутберидзе связывала проблемы Цурской с генетикой. «У нее присутствуют генетические предрасположенности, которые редко встречаются. Если вам известны такие заболевания, как экзостоз… Когда в одном месте кости вырастают, а в другом они просто отваливаются», — рассказывала тренер чемпионок на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Но мама Полины категорически опровергла версию тренера, что проблемы дочери связаны с генетикой. «Болезнь Кенига (о которой говорила Тутберидзе), у которой наследственная предрасположенность, является далеко не главной причиной», — сказала тогда Наталия Цурская.

Кто виноват в повышенной травматичности Полины и можно ли было его избежать? Этот вопрос самый главный, но на него пока никто не ответил.

Цурская лечилась и продолжала карьеру. Даниил Глейхенгауз ставил очередную программу, при которой фигуристка была сама собой и давала надежду на возвращение, но после она уходила от Тутберидзе к Елене Водорезовой, для которой была самой дорогой в ее многолетней тренерской карьере хрустальной вазой.

Елена Германовна размышляла над просьбой Цурской перейти в ее группу, взвешивая пышный букет травм и талант фигуристки, и все-таки не устояла перед риском начать работу с экс-ученицей Тутберидзе, несмотря на большую ответственность и очень сложный период карьеры самой Водорезовой.

Она была талантливее Загитовой и Медведевой, но хрустальная ваза разбилась

С одной стороны, в ее группе на тот момент не было настоящего чемпионского локомотива, каким когда-то была Аделина Сотникова, с другой — любое поражение и любая новая травма Цурской ложилась бы грузом на репутацию Водорезовой. А помимо всего прочего, в главной группе ЦСКА уже раскатывались Маша Сотскова с романтическими перспективами на топ-уровень и Лена Радионова, в чей ренессанс верилось в шутку.

«Смотрю на нее как на хрустальную вазу, — говорила мне Водорезова о Цурской. — В ней есть всё для фигуристки, но в любой момент это всё может расколоться…».

Ваза не раскололась, но собрать Цурскую так никому и не удалось. Ни Тутберидзе с Глейхенгаузом, ни Водорезовой с Тарасовой, а потому любоваться ею будут отныне вузовские преподаватели, а любовать она их будет всем, чем угодно, только не тем, за что ее знают.

В фигурном катании Цурская оседает лишь в эпизодической роли, в многочисленной шоу-массовке, отрекаясь от замашек протагонистки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Информационное Агентство 365 дней
Adblock
detector