Ученики российского специалиста Дениса Самохина Мария Казакова и Георгий Ревия выиграли Финал юниорского Гран-при в танцах на льду, подняв над ареной грузинский флаг вместо российского. Как так получилось, а также как судьи «прошлись» по российским парам в Турине и что нас ждет на чемпионате мира в Монреале, сам тренер рассказал Анатолию Самохвалову.
Федерации никто не мешал не отдавать Казакову/Ревию Грузии
— Денис, ваши Казакова и Ревия изначально ведь российские фигуристы.
— Конечно.
— Вам от федерации еще привет не прилетал, как так оказалось, что ребята приносят золото Финала юниорского Гран-при Грузии?
— Пока не прилетал, но они сами отдали их в свое время. Им никто не мешал их не отдавать.
— Ребята произвели приятное впечатление еще год назад в Ванкувере. Насколько они перспективны с прицелом на взрослые старты?
— Думаю, у них будет большой шанс добиться успехов во взрослом катании. В этом году они уже выступят на взрослых чемпионатах Европы и мира. Но в этом году будет сложно, судьи у Грузии не будет на этих турнирах. Дай бог, дело сложится, и в скором времени он появится. Главная задача пары — отобраться на Олимпиаду в Пекине. А после надо максимально двигаться по направлению к лидерам.
— Тасовать их не будете?
— Нет, они абсолютно нормально друг другу подходят, уверен, что как минимум еще один олимпийский цикл перед Миланом-2026 они откатают. Конечно, пока Гоша гораздо сильнее Маши, но партнерша подтягивается по уровню очень быстро. Ему с ней удобно, потому что у нее миниатюрные размеры, она, к тому же, очень техничная девочка. А по скорости и широте катания она разницу в классе постепенно наверстывает.
— У другой вашей фигуристки Елизаветы Худайбердиевой, сменившей партнера, есть перспективы во взрослом катании?
— Думаю, что да. Она всего лишь с марта катается вместе с Андреем Филатовым. Им еще год в юниорах, а дальше посмотрим. Этот мальчик ей подходит даже больше — по рычагам и телу — чем Никита Назаров. Филатов миниатюрнее. Наверное, перспективы у пары будут, потому что непонятно, какой расклад в наших танцах будет спустя два года. Кто будет кататься и как — неясно. Второй эшелон наших танцоров после двух основных пар примерно одинаков по уровню.
— Кто для вас номер в российских юниорских танцах?
— Мне даже сложно ответить, одни в чем-то лучше других, а те другие лучше в иных деталях. Будь то Шанаева/Нарижный или Худайбердиева/Филатов.
— Елена Чайковская на контрольных прокатах фигуристов юниорской сборной России поделилась впечатлением, что она увидела выдающихся молодых партнеров, чего не было очень давно.
— Уровень российских юниорских танцев стал сильнее, чем когда-либо.
Степанова/Букин должны были брать бронзу финала гран-при
— Финал Гран-при завершился для наших пар скандально. Александра Степанова/Иван Букин заняли четвертое место, а Виктория Синицина/Никита Кацалапов – последнее шестое.
— Ошибки у наших пар были, но соглашусь, что выставленные им баллы можно назвать скандальными. «Прибрали» наших чересчур. В тройке точно должна была быть хотя бы одна наша пара, а вторая наверняка следом за ней. Если говорить о чистоте катания, то Степанова/Букин, видимо, должны были брать медаль на этом конкретном турнире, а Синицина/Кацалапов следовать за ними. Но по ним «прошлись» по полной программе.
— Уничтожили по мелочам?
— Нет, просто у своих американских пар большинство аналогичных ошибок судьи не заметили, а у наших усмотрели и еще прям конкретно протоптались по ним. При этом судейского криминала не было, потому что всегда можно найти ошибки, если усердно искать.
— На чемпионате Европы какая ситуация нас ожидает?
— Там гораздо легче будет. С первым местом все понятно, а второе и третье, уверен, будут нашими. Те же итальянцы Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри вряд ли составят нам конкуренцию. Основной вопрос: что будет на чемпионате мира в Монреале? А будет трудно.
— Ожидаете примерно того же, что и в Турине?
— Думаю, что там будет бригада попроще для нас, чем в Турине, но североамериканские судьи, наверное, попытаются сделать то же самое с нами. Правда, в бригаде будет больше представителей разных частей мира, что несколько упростит ситуацию, однако то, что нам показали в Финале Гран-при, наталкивает на мысль, что готовиться надо к жесткому судейству. Не знаю, с чем оно связано. Может быть, конечно, за одиночниц нам прилетело… Но прилетело прилично.
Судейство под Монреаль-team
— Синицина/Кацалапов и Степанова/Букин. Кто первее?
— В этом году для меня они равноценны. Если у одних сильнее ритм-танец, то у других гораздо выгоднее произвольный.
— Ритмический у Вики и Никиты?
— Да, произвольный — у Саши и Вани. При грамотной работе и федерации, и тренеров обе пары могут побороться за топ-3 в мире.
— Почему Степанова/Букин в туринском ритм-танце были ниже Синициной/Кацалапова, хотя Никита допустил откровенную ошибку?
— Помарки были у всех шести пар в Финале Гран-при, у Саши с Ваней в ритм-танце я увидел небольшие ошибки в финстепе. Что касается дорожки шагов, бригада технических специалистов была жестка. Сами знаете, свои игры идут в танцах. Бригада в Италии была, скажем так, несбалансированная. Судила больше под Монреаль-team (группу Мари-Франс Дюбрёй и Патриса Лозона – прим. 365NEWS), под Америку. Что в технической оценке, что в компонентной. Думаю, этот факт повлиял на оценку наших пар.
— Многие восторгаются произвольным танцем американцев Мэдисон Чок и Эвана Бейтса.
— Хороший произвольный, интересный, который позволит им бороться за высокие позиции. Хорошие элементы, отличная музыка, которая идет паре.
— Габриэлла Пападакис/Гийом Сизерон изменились в этом сезоне?
— Они меняют музыку, но продолжают кататься все равно в комфортном для себя стиле. Почему они иногда допускают срывы в ритм-танце? Это было видно по всем их тренировкам. Потому что для них не очень комфортны быстрые ритмы, они хорошо себя чувствуют в длинных линиях, медленных перестроениях. В произвольном у них другая музыка, но если ее выключить и посмотреть на саму программу, мы зафиксируем приблизительно то же самое, что было два года назад.
— Их солидный отрыв от всех остальных объясним, или это просто традиция?
— За технику они получают примерно то же, что и остальные. По компонентам, наверное, они заслуженно выше, так как и катаются хорошо, и отлично телом владеют. Все-таки их явное лидерство объяснимо. Пока.
Русский стиль без шапки-ушанки и балалайки
— Владение телом Сизерона, его изгибы, по-моему, стремятся унаследовать многие партнеры, в том числе наши Букин и Кацалапов. Действительно француз задал моду на эту подчеркнутую плавность и легкость?
— Думаю, что да. Большинство пар мира выступает в этом стиле, но я считаю, что нужно искать свой. Бороться на поле, где уже выросли соперники лучше, не имеет смысла. Нужно искать свое направление и им бороться с направлением конкурентов.
— То есть нашим партнерам надо противопоставлять Сизерону классического мужика?
— Конечно! Как раньше. Но только я не призываю вернуться, что называется, к классике. Нет, я не за это. Но отыскать русский стиль нужно обязательно, тем более он всегда всем нравился.
— Как должен выглядеть этот русский стиль, если не возвращаться к нафталиновым разрывам рубах на груди?
— Как Марина Климова/Сергей Пономаренко катались, как тот же Саша Жулин с Майей Усовой, Наталья Бестемьянова с Андреем Букиным. «Мужчина и женщина». Не нужно идти в поле, где не понять, где мужчина, а где женщина.
— Международный союз конькобежцев (ISU) требует этого flowing skating, вот и изгибы, и нарочитая чувственность в моде. Как мужика в этих условиях показать?
— Так можно воздушность и легкость показывать не только в этом направлении, не только следуя за Сизероном. Пригибы и изгибы здесь необязательны.
— Интересно бы смотрелись изгибы в шапке-ушанке.
— Мужику на льду не обязательно надевать шапку-ушанку и катать русские танцы под балалайку. Но надо делать ставку на показ «мужчины и женщины», ведь монреальская группа этого не демонстрирует.
— Кто в мире наиболее близок к направлению «мужчина — женщина»? Если такие есть.
— Боюсь, не могу назвать. Но, кстати, в этом году отмечу очень удачную программу Сары Уртадо и Кирилла Халявина. Вот явный контраст мужчины и женщины. Может быть, они не до конца дорабатывают фламенко, но стиль у них не такой, как у большинства. И этот стиль можно противопоставить тем же французам. Понятно, что Уртадо/Халявин не того пока уровня, чтобы конкурировать с чемпионами мира, но стиль их конкурентоспособен.
Personality Синициной надо еще раскрывать
— Синициной/Кацалапову что в первую очередь надо усиливать?
— Стабильность. Это не всегда у них получается. Еще я думаю, что Вику надо открывать еще больше. Я не то, что сравниваю ее с Леной Ильиных, которая была когда-то с Кацалаповым, но убежден, что personality Вики нуждается в усилении. Она не должна быть приложением к Никите.
— Так она уже давно самодостаточно выглядит на льду. Мне кажется, что она даже не партнерша ему, а именно партнер.
— Согласен. Но все равно, если мы хотим показать русский стиль, то должны помнить — всегда лицом наших пар была девочка. У французов лицо пары — мальчик.
— То есть из Вики надо лепить Татьяну Навку?
— Возможно. Чтобы девочка была на виду, а Никита должен быть надежным классным партнером.
— У Синициной отменная внутренняя сила, но по характеру она тихая. Она прекрасна в этом. И не сделается ли хуже, если ее активно раскрывать и выводить в центр?
— Это очень сложный вопрос, ответа на который я не знаю. И еще скажу, что достать из девочки эту центральную роль тяжело даже самому тренеру пары. С такими спокойными партнершами непросто работать. Со своей ролью должна определиться в первую очередь Вика. Только она сама может себя достать из такой творческой глубины. Правда, важно понимать, что в ком-то есть эта способность быть в центре, а у кого-то ее нет. Но у Вики, кстати, она есть. Иначе бы она не добилась такого прогресса за эти пять лет. Поэтому эта пара сможет через два года побороться с французами за титул олимпийских чемпионов. Разумеется, если попадут с программами и все сложится.
— Как-то я общался с Мариной Зуевой как с хореографом. Она меня поправила, сказав, что в первую очередь она профессиональный тренер. Вы изначально известны как технический специалист. Сейчас вы внутри себя нашли баланс между тренером и человеком, которому важно исполнение элементов?
— Я давно нашел этот баланс, все-таки я всегда себя ощущал больше тренером, а в техспециалисты я пошел, потому что когда-то я заканчивал кататься по системе 6,0, затем приехал с женой из шоу и вообще не понимал новую судейскую систему. Что за уровни? Что за баллы? Чтобы все это понять, я пошел учиться на специалиста. А потом пошло-поехало, и я стал судить. А теперь заниматься этим и одновременно тренировать стало трудно, ведь когда спортсмены выступают на крупных соревнованиях, то происходит конфликт интересов. Но для себя я всегда был тренером.
[rssless]
По материалам: rsport.ria.ru
[/rssless]