Запретное кино: 7 фильмов, за которые в СССР сажали в тюрьму

Запретное кино: 7 фильмов, за которые в СССР сажали в тюрьму

В советское время в целях борьбы за «облико морале» советских граждан действовал строгий контроль за содержанием кинофильмов, которые проходили обязательную госприемку. Идейно вредные и антисоветские произведения из зарубежных стран, к которым относились фильмы с интимом, боевики, ужасы и даже фантастика в духе «Звёздных войн», не только не допускались до экранов кинотеатров, но их даже незаконно было ввозить с собой в СССР. Хотя через моряков, дипломатов и загранработников они, конечно же, просачивались за «железный занавес».

Запретное кино: 7 фильмов, за которые в СССР сажали в тюрьму

Такие фильмы с синхронным гнусавым переводом «с прищепкой» от Володарского или Михаилева крутили в нелегальных мобильных видеосалонах, колесивших по общежитиям и домам культуры, или смотрели на квартире в компании знакомых или родственников, у которых имелся видеомагнитофон — очень статусная и дорогая вещь по тем временам.

В то же время за просмотр, а особенно хранение и демонстрацию, даже жене в собственной квартире, фильмов с эротикой, а также культом насилия и жестокости советский гражданин вплоть до 1989 г. вполне мог отправиться на срок до 3 лет в места не столь отдалённые по статье 228 УК РСФСР. Причём «экспертные» комиссии, которые состояли из простых учительниц, врачей, многодетных мам и т. п., вполне могли отнести к запретной категории довольно невинные киноленты, многие из которых сейчас считаются культовыми хитами мирового кинематографа.

Впрочем, это не мешало запрещённым лентам становиться хитами подпольного советского видеопроката.

-2

Ходили слухи, что после полуночи милиция по мерцающему в окнах свету вычисляла нелегальные просмотры, вырубая пробки на этаже и обесточивая квартиру. Поэтому у подпольных «прокатчиков» видик всегда стоял со снятой верхней и нижней крышкой, чтобы в случае облавы можно было быстро вынуть кассету.

1. Последнее танго в Париже

Ultimo Tango a Parigi (Франция, 1972)

-3

Французская драма рассказывает о 45-летнем Поле, хозяине небольшого отеля в Париже, который тяжело переживает кончину супруги. Рядом с отелем он видит юную девушку Жанну, которая хочет снять квартиру по соседству.

Поднявшись вместе с ней на осмотр, между ними вспыхивает бурная страсть. Хотя Пол ведёт себя грубо и дерзко, Жанне поначалу это нравится, но затем такие отношения начинают её отягощать.

Пол же, напротив, становится всё больше и больше ей одержим, что приводит к грустному финалу.

Вполне очевидно, что фильм, полный интимных сцен с элементами насилия, в СССР посчитали аморальным.

3. Рэмбо 3

Rambo 3 (США, 1988)

-4

В третьей части культового боевика с Сильвестром Сталлоне в главной роли о ветеране Вьетнама Джоне Рэмбо, он принимает участие в Афганском конфликте, разумеется, на стороне моджахедов. В плен к ограниченному контингенту советских войск попадает бывший командир Рэмбо, и универсальный солдат отправляется к нему на выручку при поддержке душманов.

За сильный антисоветский посыл этот фильм, вышедший летом 1988 года, когда операция ещё продолжалась, был запрещён даже в разгорающуюся перестроечную эпоху. Впрочем, западные кинокритики также были не в восторге от фильма, наградив его антипремией «Золотая малина».

На видеокассетах этот фильм появился лишь после распада СССР.

4. Крестный отец

The Godfather (США, 1972)

-5

Лауреат Оскаровской премии, а также два его продолжения, повествующие о нью-йоркском мафиозном клане Дона Вито Корлеоне с сицилийскими корнями, который борется за место под солнцем с конкурирующими гангстерскими группировками, запретили из-за пропаганды насилия и романтизации бандитизма, которого в СССР как бы не было.

Официальная премьера фильма в СССР состоялась лишь в 1990 году.

4. Ночной портье

Il Portiere di Notte (Италия, 1974)

-6

Эта итальянская драма рассказывает о случайной встрече в венском отеле в 1957 году бывшего нацистского охранника концлагеря и его заключённой. Между ними вспыхивают очень странные чувства, перемешанные с воспоминаниями, которые можно описать как Стокгольмский синдром.

Разумеется, эта лента явно шла вразрез с советской идеологией относительно ВОВ и расценивалась не иначе как антисоветчина.

5. Сияние

The Shining (США, 1980)

-7

Психологический триллер Стэнли Кубрика по роману Стивена Кинга, рассказывающий о писателе Джеке Торренсе, который вместе с семьёй приезжает работать в отель «Оверлук». Постепенно главный герой начинает терять рассудок под воздействием сверхъестественных сил, что приводит к трагическим последствиям.

В СССР фильм сочли не только излишне жестоким, но и идеологически враждебным из-за образа американского безумца, разрушающего семейные ценности.

6. Розовые фламинго

Pink Flamingos (США, 1972)

-8

Этот эпатажный фильм Джона Уотерса рассказывал о жизни странных персонажей, соревнующихся за звание «самых отвратительных людей в мире». Сцены крайней пошлости, гротеска и неприкрытого протеста против общепринятых норм общества сделали фильм культовым на Западе.

В СССР, напротив, картина считалась воплощением западного декаданса и распада нравов, из-за чего её категорически запрещали даже на уровне подпольного проката.

7. Греческая смоковница

Griechische Feigen (ФРГ, 1976)

-9

Второсортная западногерманская мелодрама о молодой студентке Патриции из Германии, что называется «без комплексов», которая, сбежав от своих родственников, ищет и находит амурные приключения во время поездки в Грецию, стала настоящим хитом подпольного видеопроката в СССР, в первую очередь из-за пикантных сцен, которых в фильме большое количество.

Об этом фильме слышали, пожалуй, все, а в среде продвинутой молодёжи считалось неприличным не посмотреть хотя бы раз этот фильм.

Официально этот бесхитростный летний фильм разрешили к показу лишь в 1988 году, а до этого он считался похабщиной со всеми вытекающими последствиями. По современным меркам, ничего особо вызывающего в нём нет.

Информационное Агентство 365 дней