ЧП в готическом стиле — что едва не уничтожил пожар на Электрозаводе

Строительство грандиозного промышленного комплекса в стиле неоготики на Яузе в районе впадения в нее реки Хапиловки началось в 1915 году. На эту площадку эвакуировали из Риги, которой угрожала немецкая оккупация, одно из стратегических предприятий — «Товарищество русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производств „Проводник“». Автором проекта здания был Георгий Евланов — один из троих братьев-архитекторов, в 1892 году закончивший Строгановское училище, затем и МУЖВЗ. Он был одним из многообещающих архитекторов своего поколения, а в Москве, кроме Электрозавода, спроектировал Иерусалимское патриаршее подворье (доходный дом на Гоголевском бульваре и дом причта в Филипповском переулке) и часть комплекса Трехгорного (Бадаевского) пивзавода.

Фото: АГН «Москва»

До 1917 года достроить завод «Проводник» не успели, следы Георгия Евланова в советское время теряются, а достройкой занимался другой архитектор — Г. С. Шиханов, известный прежде всего именно этим проектом. От большинства неоготических украшений преемник Евланова в духе времени отказался — и здание было закончено к 1926 году. Впрочем, и без декора — за счет одной только пластики фасадов — завод получился одним из самых эффектных в России.

«Резидентами» новой промплощадки стали сначала заводы разного профиля — «Металлист», «Прожектор» — но уже скоро стало понятно, что здесь эффективнее всего разместить «кластер» предприятий, относящихся к производству электроламп — востребованного и весьма высокотехнологичного по тем временам товара, требовавшего и «горячих», и высокоточных цехов. В итоге с 1928 года отсчитывается история московского Электролампового завода (МЭЛЗ), который все советские годы располагался именно в этом здании. 

Постсоветская судьба площадки традиционна для флагманов отечественной индустрии, располагавшихся в больших городах: в пору производственного кризиса 1990-х электроламповое (в том числе высокотехнологичное — кинескопное, радиоламповое и т. п.) производство пришло в упадок. Спасение было найдено, как и на многих подобных площадках, в арендаторах: за последние тридцать лет на территории завода размещались сотни организаций. С 2010-х годов — это прежде всего предприятия креативных индустрий: от фотостудий до шоурумов отечественных дизайнеров. 

Техническое состояние главного корпуса Электрозавода, однако, уже давно внушало опасения многим посетителям: по словам москвичей, посещавших это здание в последние месяцы, некоторые арендаторы — например, столярные мастерские — вызывали опасения с точки зрения пожарной безопасности, в сомнительном состоянии были и лифты. Однако из-за относительной дешевизны аренды отбоя от резидентов на Электрозаводе не было до последнего времени. Особенно среди фотографов: остекление «в пол» и краснокирпичная отделка им чрезвычайно подходили. «Фотографы в трауре, боятся, что теперь здание закроют», — отмечает один из модельеров, арендующий площади на Электрозаводе.

Электрозавод — единственная постройка Георгия Евланова, имеющая статус объекта культурного наследия. Правда — выявленного: а до 1 июля 2025 года в Москве должны ревизовать весь список выявленных памятников. И те, что не успеют провести через все необходимые экспертизы — остаются вовсе без государственной охраны. Учитывая, что «инвентаризировать» за несколько месяцев предстоит более 1700 выявленных ОКН, велики шансы, что и пострадавшее от пожара здание Электрозавода лишится статуса. Это означает, что возможна реконструкция и даже снос монументального комплекса. Впрочем, скорее всего, легендарный неоготический фасад все-таки сохранят.

Загрузка ...
Информационное Агентство 365 дней