То, что думают люди об исполнении кавказских танцев в общественных местах, на улицах и площадях городов Центральной России, хорошо известно нашим читателям, и не требует каких-то дополнительных пояснений, однако мы вкратце обрисуем ситуацию.
Большинство людей в нашем обществе воспринимают шумные танцы на улицах или на проезжей части автодорог, под гремящую из динамиков припаркованных «Приор» или «Мерседесов» бойкую музыку, а нередко и под звуки стрельбы, не просто как нарушение правопорядка, но и как вызов местному населению.
Подобные танцевальные мероприятия, если они проводятся на автодороге, то создают помехи автомобильному движению, что является прямым нарушением ПДД, а если в вечернее или ночное время, ещё и лишают законного покоя и отдыха людей в окружающих «танцпол» многоэтажках.
Понятно, что демонстративно танцующие молодые люди, приезжающие к нам в гости из республик Закавказья и Северного Кавказа, прекрасно осведомлены о том, что они нарушают законы, обычаи и правила общественного поведения, принятые в том или ином регионе, но, тем не менее, делают это регулярно и настойчиво, невзирая ни на что.
Понятно, что большинству россиян это не может нравиться. Однако есть определённое количество людей, которые с пониманием относятся к «этнодансингу» в наших городах, и которые считают, что в этом нет ничего плохого, а в негативном отношении к кавказским танцам виноваты сами русские, потому что не хотят так же танцевать на улицах.
Дескать, вот если бы русские выходили на улицы в косоворотках и плясали «Барыню» или водили хороводы рядом с танцующими «Лезгинку», то это способствовало бы лишь укреплению дружбы между народами.
Наличие подобной позиции и подвигло нас обратиться к явлению уличных национальных танцев.
Эту позицию весьма аргументировано и объёмно выразил один из интернет-пользователей в соцсетях, комментируя прошедший 15 декабря в Великом Новгороде «Вечер Лезгинки» с шашлыками, конкурсами «джигит» и «горянка», где «горянками» по стечению обстоятельств в основном оказались русские девушки.
Просьба прочитать до конца, что пишет пользователь (стилистика и орфография сохранены без изменений):
«Почему русские люди забыли о своих традициях, о национальном костюме, о своих танцах? Те же ребята с Кавказа (кстати, граждане России, не забывайте об этом) знают движения той же лезгинки, в праздники носят национальные костюмы, свято чтят свои традиции, а у нас вряд ли найдется с десяток пар, которые хоть что-нибудь знали о танцах Кадриль или Барыни, вряд ли хоть у одного есть рубашка-косоворотка, картуз и сапоги.
И почему, организовывая этот вечер, так не было представителей русской культуры, что придало бы зрелищу соревновательный вид и сплотило бы людей.
Сколько недовольства несется со всех сторон по поводу исполнения лезгинки на улицах городов кавказцами и ни одного русского.
Только раз видел, как наша девушка вышла под гармонь и лихо сплясала Комаринского рядом с кавказцами и как они дружно приветствовали её выступление.
Уверен, что если на улицах Грозного или Махачкалы так же выступят русские танцоры, то успех им будет обеспечен бурными аплодисментами. В Новгороде надо было делать не моноэтнический концерт, а концерт представителей разных культур, которая, как известно, объединяет».
Вот такое мнение.
Теперь попробуем ответить на вопрос, почему кавказцы танцуют, а русские не танцуют. Мы имеем в виду на улицах, а не на «культурных вечерах» в ресторанах и клубах.
Вот мнение профессора кафедры этнологии и археологии КФУ Татьяны Титовой, которая считает, что публичные танцы кавказской молодёжи в городах Центральной России можно рассматривать не иначе, как вызов остальному обществу, лезгинка выступает как определенный этнический маркер:
«Кавказская молодежь стремится публичным исполнением национальных танцев обозначить свое присутствие в конкретном населенном пункте, целью является демонстрирование своей силы».
Это мнение подтверждает цитата из исследования кандидата исторических наук из Дагестанского государственного педагогического университета Медины Абдулаевой, которая утверждает, что народный танец выступает в качестве
«этнического идентификационного знака культуры, способа сохранения этноса».
Ключевая фраза здесь «идентификационный знак», то есть, это как раз о том, о чём сказала Татьяна Титова, когда говорит о танце, как об «этническом маркере».
Почему же на улицах не танцуют русские? Да потому что, во-первых, «маркировать», а проще говоря – «метить» свою территорию нам не надо, тем более, что народный танец не является нашим этническим маркером. А во-вторых, в наших обычаях не принято танцевать на улицах без повода, тем более, нарушая правопорядок.
А вообще, на наш взгляд, танцевать нужно на фестивалях национальной культуры, на сценах ДК или на свадьбах, на днях рождения, или просто у себя дома, главное — чтобы это носило цивилизованный характер, а не вести себя нарочито громко и вызывающе в чужом городе прикрываясь желанием потанцевать.