Режиссер Демин рассказал о плюсах дистанционного обучения: «Концентрация внимания выше»

Алексей Демин – известный режиссер анимационного кино, руководитель мастерской ВГИКа. Как и другие педагоги, был вынужден перейти на дистанционное преподавание. Однако в отличие от большинства учителей, которые из-за дистанционки испытывают серьезный дискомфорт, очень ею доволен. Режиссер даже хочет включить в свою практику такие дистанционные занятия и после выхода из карантина.

    – Обстановка в мире, действительно, небывалая, тревожная. Но общая беда объединяет людей, и важно, чтобы в этот момент никто не потерялся. Может быть, для того и нужна цифровая цивилизация. Мы сейчас имеем возможность виртуально разговаривать и видеться друг с другом по несколько раз в день. В 1830 году в Болдино, когда вокруг бушевала холера, Пушкин такой возможности не имел. В этом смысле нам легче. 

    – Что сегодня происходит с преподаванием во ВГИКе?

   – В конце марта всех преподавателей ВГИКа отправили в отпуск на двадцать дней, а студентов на каникулы. Но мы не могли остановить производство дипломных фильмов, поэтому я и мои студенты приняли решение продолжать заниматься. Сперва попытались выйти на связь традиционно, по почте. Студенты мгновенно сориентировались: организовали группы в WhatsApp и в Webinar, а уже через занятие собрались в Zoom. Все технические вопросы они решали гораздо быстрее меня. Этому у молодежи надо учиться. Сейчас уже весь ВГИК работает в нормальном дистанционном режиме.

    – Что изменилось в вашей работе?

    – У меня в мастерской одиннадцать студентов, они готовятся стать режиссерами анимационного кино. Когда мы впервые встретились в чате, увидели друг друга, ребята полчаса щебетали и хохотали, а я не мог начать занятие, потому что была такая общая радость встречи.

Раньше, в аудитории, получались довольно продолжительные занятия, не меньше четырех-пяти часов. Сначала я объяснял материал, потом студенты выполняли задания, обязательно смотрели кино, при этом каждому полагалось высказаться. Сейчас мы точно так же работаем в онлайн-конференции, и, похоже, привыкаем. Можем говорить свободно, жестикулировать, видеть глаза и лица друг друга, и это совершенно удивительно: вместо аудитории – мой привычный стол, планшет, кофе, кот рядом, и я всех вижу. На онлайн-платформах легко показывать фрагменты фильмов, рисунки, слушать музыку.

   – Вы видите плюсы в таком формате общения?

   – Да, конечно. Например, концентрация внимания в этом случае даже выше, чем в аудитории. Обычно всегда найдутся две студентки на задней парте, которые отвлекаются, обмениваясь своими новостями. А когда ты один перед камерой и преподаватель смотрит тебе в глаза, уже никуда не денешься… Каждый с мастером разговаривает лицом к лицу, и каждый слышит каждого. Это плюс. Кино – такая вещь, что любая тема, если её правильно развивать, вызывает общий интерес – и профессиональный, и человеческий. 

Вот еще один плюс: в ближайшую субботу мы собираемся провести онлайн- карнавал, и каждый предстанет перед камерой в маскарадном костюме, а староста обещала испечь пирог…

  – А как вообще учатся анимации?

  – За пять лет обучения каждый должен снять три фильма – учебный, курсовой и дипломный. Сначала нужно найти свою тему, сформулировать идею, выстроить сюжет, выделить в нем главные элементы. Надо сложить образ пространства, образ героя, найти пластическое решение – как это двигается в фильме, четко понять, из чего все это делать. И еще найти звуковое решение. Такую работу можно сравнить с трудом архитектора, проектирующего город: надо соединить улицы, дома, парки, не упуская никаких деталей, чтобы город потом жил. Громадная работа, которая требует знаний, умений и, конечно, терпения. В мультипликации три минуты фильма – это несколько тысяч рисунков. Ребята должны все нарисовать, оцифровать, выстроить движение, собрать сцены, озвучить. Это трудно.

Сейчас, на удаленке каждый студент рассказывает мне о своих творческих решениях и показывает отдельные эскизы, сценки, эпизоды – точно так же, как это было в аудитории. В сетевых конференциях их может видеть на экране компьютера сразу вся мастерская.

     – Я так понимаю, что вам даже нравится работать в удаленном режиме?

     –Да, пока даже интересно. Студенты сейчас разъехались по домам в разные города России и трижды в неделю встречаются «на экране». Теоретически у нас нет никакой изоляции. Можно планировать любые встречи, экономя время на дорогу и не стаптывая ботинки, все дела разложены на рабочем столе монитора. 

Что касается трудностей нынешней ситуации – у меня есть одна история. В 2000 году Федора Савельевича Хитрука, нашего любимого учителя, и не менее уважаемого директора курсов анимации Иосифа Яковлевича Боярского одномоментно хватили инфаркты. Они вынуждены были работать дома. И вот – потрясающе! – оба довольно быстро освоили компьютер, хотя им было по 83 года.

  – Что вы можете пожелать в сегодняшней ситуации?

  – Трудно представить, но новые средства связи скоро станут привычными для всех. Это не сложно. На днях кто-то спросил Юрия Борисовича Норштейна, чем нужно заниматься во время самоизоляции? «Самосовершенствоваться!» – ответил мастер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Информационное Агентство 365 дней
Adblock
detector