11 сентября в центре Цхинвала опять прошел массовый митинг протеста. Политический кризис в Южной Осетии, вызванный убийством сотрудникам правоохранительных органов в ИВС 30-летнего цхинвальца Инала Джабиева, продолжается. Его практически не освещают российские СМИ, делающие вид, что ничего особенного не происходит. Тем не менее это самый масштабный кризис с 2011 года, когда были отменены итоги выборов, на которых победила оппозиционерка Алла Джиоева. А возможно, и с конца 80-х, когда Южная Осетия добивалась выхода из Грузии. Депутат парламента Республики Южная Осетия трех созывов, политолог Вячеслав Гобозов называет происходящее «революцией справедливости». Почему? Об этом мы спросили у самого Гобозова.
Митинг в Цхинвале. Источник: Youtube
— Чего требовали протестующие в Цхинвале на вчерашнем митинге?
— Вчера прошел санкционированный митинг, инициаторами которого выступили оппозиционные парламентские партии. Основными требованиями протестующих были отставка генерального прокурора Урузмага Джагаева и объективное расследование убийства Инала Джабиева.
— То есть нельзя говорить, что в республике стало спокойней?
— Пока эти требования не будут выполнены, ни о каком спокойствии в Южной Осетии не может быть и речи.
— Люди требуют отставки только генпрокурора?
— Для оппозиционных партий и очень большой части населения Южной Осетии принципиальна отставка генпрокурора. Потому что ни у кого нет уверенности, что нынешнее руководство Генпрокуратуры может провести честное и объективное расследование преступлений.
— А требование отставки президента выдвигается?
— Нет, этот вопрос пока не стоит. Но стоит другой очень серьезный вопрос: как сделать так, чтобы исключить повторение подобных случаев. У нас ведь и раньше были прецеденты, когда представители правоохранительных органов совершали подобные преступления. Поэтому, хоть на этом митинге и не стоял вопрос отставки президента, вопрос о политических реформах, о реформах правоохранительной системы поднимался.
— Если не будут выполнены эти требования, митинги продолжатся?
— Думаю, да. И не только митинги. Отставки генпрокурора, проведения честного расследования требует и большинство депутатов парламента. Они сейчас блокируют заседания законодательного органа. Парламент не может собраться. И на ближайшее время уже запланирован новый митинг.
— Много ли людей участвовали во вчерашнем митинге?
— Более двух тысяч человек. Для Южной Осетии это очень много. Я думаю, больше собиралось только на митинги «Адамон ныхас» в конце 80-х — начале 90-х, когда начиналось наше национально-освободительное движение.
— Какие именно партии требуют отставки генпрокурора и блокируют работу парламента?
— Четыре партии – Народная, Коммунистическая, Партия единства народа и Ныхас. Плюс депутаты-мажоритарии. В том числе и депутаты-мажоритарии от правящей партии «Единая Осетия».
— Можно ли назвать происходящее в республике революцией?
— Мне кажется, что в мировоззренческом плане для юго-осетинского общества это действительно революция. Я назвал эти события «революцией справедливости». Потому что до сих пор, если исключить 90-е годы, когда народ выходил на акции под национально-освободительными лозунгами, протестные акции у нас происходили в основном в период президентских выборов. Впервые люди вышли на митинги не в поддержку одной из политических сил, а именно с требованиями обеспечить справедливость, обеспечить права человека. Эти требования обращены ко всей власти в целом.
— Наверное, кое-кто сейчас обвиняет осетин в том, что они хотят совершить «цветную революцию». Это имеет под собой основания?
— Это глупость. В советское время любая революция была окружена романтическим ореолом. После ряда цветных революций в республиках бывшего СССР само это слово приобрело негативный оттенок. Под «революцией» сегодня у нас понимают инспирированные извне государственные перевороты.
На самом деле революции бывают разные. То, что происходит в Южной Осетии, никакого отношения к цветным революциям не имеет. За этим не стоят внешние силы. Это чисто внутренний процесс. Это революция мировоззренческая. Революция в отношениях власти и общества. За ней стоят требования общества справедливости от власти. В этом заключается революционность этих событий.
Никогда до сих пор общество не выходило на протест, требуя от власти просто справедливости и исполнения своих функций. Именно поэтому я называю это «революцией справедливости». Другой вопрос, дойдет ли она до конца? Если обществу удастся заставить власть измениться, провести политические реформы, обеспечить общественный контроль над правоохранительными органами, обеспечить реальное разделение властей – то можно считать, что революция справедливости состоялась.
— А если нет?
— Тогда, думаю, потенциал возможной дестабилизации сохранится и рано или поздно снова рванет.
— Все-таки как насчет отставки президента? Для протестующих она все-таки желательна?
— Я скептически отношусь к досрочным отставкам выборных лиц. Признаю это только в одном случае: когда нет законного механизма смены власти. Общество делает определенный выбор. И этот выбор должен быть ответственным.
Надо оценивать кандидата с той точки зрения, что он получит власть на определенный срок. Если люди будут думать так: «Если он нам не понравится, мы его поменяем в любой момент», то это будет безответственный выбор. Поэтому сейчас желательна не столько отставка Бибилова, сколько диалог о реформах власти.
Основным источником кризисов является на самом деле режим президентской монархии, который у нас существует. В огромной России полностью сконцентрировать всю власть в одних руках невозможно. А в маленькой Южной Осетии это доходит до абсурда и формирует ситуацию полной безнаказанности. Поэтому нужны именно реформы, которые обеспечат контроль над правоохранительными органами и невозможность узурпации власти одной из ее ветвей.