Причин для вступления в незаконные отношения может быть множество, но не все они были достойны понимания, по мнению русской общественности. В некоторых случаях крестьянок, вступивших в любовную связь с чужим мужчиной, не порицали окружающие, даже если они на тот момент состояли в браке. Бывали эпизоды, когда женщинам на Руси разрешал изменять сам супруг.
Православная церковь никогда не одобряла интимных связей вне брака, однако простой люд смотрел на ситуацию проще, порой даже возлагая ответственность за измены жены на ее мужа.
Могли ли женщины на Руси изменять своему супругу и почему
Никакого общественного порицания не получали в первую очередь солдатки – крестьянки, чьи мужья ушли служить в армию. В те времена на Руси военная служба длилась не год и не два, а в солдаты муж нередко уходил вскоре после свадьбы. Длительный срок в одиночестве, в то время как другие женщины в доме получали свою долю ласки, подталкивал молодую супругу ушедшего служить парня найти себе другого мужчину.
В селах девушек, у которых супруг несет службу, называли «вдовы при живых мужьях», и прелюбодейство их не осуждалось. Более того, осуждение ложилось на плечи мужчины, женившегося до ухода в армию – коли не связывал бы ее узами брака перед тем, как на долгие годы уйти, то и не вынуждена бы она была во грехе жить. В Воронежской губернии по закону дети, родившиеся, когда муж служил отечеству, считались законными и равными по правам тем, что рождались потом от него.
Второй причиной для спокойного отношения, и даже сочувствия общественности в отношении измен была импотенция законного мужа. Наличие любовника при не способном к выполнению супружеского долга муже не считалось преступным. Особенно если женщина до того честно пыталась излечить супруга народными средствами вроде купания в заговоренной воде или натирания гусиным жиром, но не смогла добиться успеха.
Никоим образом не порицались крестьянки, работавшие в доме помещиков и вступавшие с ним в интимные, часто невольные, связи. Помещики имели над крестьянами абсолютную власть, и имели полное право брать их в свою постель по своему желанию, даже не задумываясь о браке – девушки ниже положением расценивались скорее как вещь, а не как живые люди. Хозяйский произвол народ встречал равнодушно, зная, что с этим ничего и не поделаешь.
Бывали случаи, когда поневоле женщина вступала в связи с чужаками по приказу собственного мужа. В Орловской губернии некоторые мужчины, сдавая в аренду комнаты в доме, предлагали посетителям за дополнительную плату услуги собственной жены, дочерей или невесток. Иногда жены за плату предлагались гостям. Муж мог послать жену за покупками и наказать платить не деньгами, а интимными услугами. В некоторых семьях поощрялся блуд жен на ярмарках за деньги ради финансовой выгоды семьи. Женщины везли продавать собранный урожай, а заодно в трактирах находили себе «клиентов», продавая и себя, тем самым приумножая семейный капитал.
Не порицал народ и крестьянок, которые вступали в порочную связь по простоте душевной. Девушки могли соблазниться за подарок, иногда больше приятный, чем ценный. Могли быть очарованы харизмой и красивыми словами более опытного мужчины. Такие поступки не вызывали большого негодования со стороны окружающих, а списывались на «женскую глупость». Нередко очарованные, использованные, а потом брошенные крестьянки понимали свою ошибку, пусть и слишком поздно. Но бывали случаи, когда девушки и сами не видели в интимной связи, к примеру, за платок, ничего предосудительного.