Наследие СССР во всех отраслях оказалось таким немыслимо богатым, что нынешние хозяева жизни его до сих пор поделить не могут. Точнее поделить-то они по своему разумению вроде поделили, только между собой до сих пор не могут разобраться, кто из них вправе, чем владеть, а кто не вправе.
На наш скромный взгляд, вообще-то, никто не был вправе забирать в частные руки то, что создавалось в буквальном смысле миллионами людей — руками всего народа, в то время, когда в стране всё по закону народу и принадлежало, т.е. тем, кто строил и создавал, например крупные предприятия и инфраструктурные объекты.
А так же, и это логично, никто не был вправе забирать в частные руки то, что было создано на деньги народа, что давно оплачено государством, которое, как мы уже упомянули выше, было народным.
Ведь никто у народа, каждый из нас частью которого является, не спрашивал разрешения, когда присваивали себе право на пользование недрами, металлургическими и другими предприятиями, ГЭС и ТЭЦ, которые строили наши отцы и деды.
Мы допускаем, что отцы и деды нынынешних миллиардеров, например Рашникова или Потанина, тоже вкладывали свой интеллектуальный или физический труд в создание при СССР знаменитой «Магнитки» – Магнитогорского металлургического комбината, или скажем «Норникеля» – Норильского горно-металлургического комбината, которые сейчас им принадлежат.
Вот только непонятно, почему никто не принял во внимание, что это наши деды и отцы их строили, их было гораздо больше и вклад они внесли гораздо больший, но всё сделали так, что этими некогда народными предприятиями, построенными миллионами людей, стали владеть всего два человека.
С этим странным дележом связано множество вопросов, абсолютно логичных, чётких и правомерных, на которые нам никто не хочет давать ответов, возможно по причине того, что этих ответов, мы имеем в виду обоснованных, у них и нет.
Но бог с ним, с материальным имуществом, с ним наверняка ещё придёт время разбираться.
А вот с нематериальным наследием СССР в виде произведений искусства и культуры советских композиторов, скульпторов, поэтов, художников кинодеятелей и мультипликаторов, дела вообще творятся странные.
Вместо того чтобы перевести их в какой-нибудь статус исторического или народного наследия, чтобы все мы могли им пользоваться и смотреть бесплатно, у них появились хозяева, которые распоряжаются этим наследием по собственному усмотрению, зарабатывая на них деньги.
Достаточно вспомнить, как в 2005 году какая-то японская компания купила у «Союзмультфильма» права на нашего Чебурашку.
За 10 лет использования персонажа в рекламе, сувенирной продукции, а так же при создании своих мультфильмов с участием Чебурашки и Крокодила Гены, и получив от этого СОТНИ миллионов долларов, в 2014 году японская сторона направила «Союзмультфильму» только 16 тысяч долларов.
Что это вообще было? И по какому праву? И почему наш Крокодил Гена в Японии курит бамбук?
Можно ещё вспомнить, как год назад общественность всколыхнулась после новости о том, что внук скульптора Вучетича собрался взимать деньги за использование изображения «Родины-матери», потому что он наследник скульптора, а, следовательно, якобы и авторских прав на его произведения.
Или как в 2009 году внучка композитора Матвея Блантера Татьяна Бродская потребовала за исполнение знаменитого «Футбольного марша» своего дедушки отчислять 0,2 процента с каждого проданного билета на каждом стадионе России.
Это тот самый знаменитый марш, под который по советской традиции футболисты во всей нашей стране выходят на поле.
Это знаете с чем можно сравнить? Как если бы столяр сделал стул, продал его покупателю, а потом стал требовать, чтобы тот отчислял ему 0,2 процента с каждого «присеста» на этот стул.
Ну, чушь же несусветная! По этому так никто не делает.
Данные случаи мы приводим для примера того абсурда, до которого дошёл делёж советского наследия. Если кому интересно, может прочитать о перипетиях оспаривания авторских прав на изображения мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде в нашем материале годичной давности.
Исходя из всех этих обстоятельств, отсутствие логики в которых лежит буквально на поверхности, и которые не позволяют трактовать статус советского наследия как чью-то личную собственность, кроме его принадлежности народу, у нас почему-то до сих пор идёт делёжка культурного наследия. И никто нас ни о чём не спрашивает. Как во время приватизации.
Из последнего, что в принципе и подтолкнуло к подготовке этого материала, нас возмутили новые коммерческие дрязги вокруг ставшего всемирно известным мультяшным персонажем советского режиссёра и художника-мультипликатора Юрия Норштейна – «Ёжика в тумане».
Стало известно, что художник-постановщик Франческа Ярбусова (жена Норштейна) подала в суд на Банк России из-за нарушения авторских прав. В прошлом году регулятор выпустил монеты посвящённые мультфильму «Ёжик в тумане», без разрешения с её стороны.
В свою очередь в Центробанке заявили, что заключили договор с правообладателем мультфильма – «Союзмультфильмом». Как стало известно, вопрос с принятием иска к производству не решён.
В сентябре прошлого года сам создатель мультфильма «Ёжик в тумане» Юрий Норштейн также обвинял Центробанк России в воровстве из-за выпуска памятных монет, посвящённых 50-летию выхода мультфильма на экраны страны.
По словам режиссёра, ни у него, ни у его жены – художника-постановщика Франчески Ярбусовой никто не спрашивал разрешения на выпуск монет.
А почему у вас, уважаемые господа, кто-то что-то должен спрашивать? У нас тоже не спросили. Вас это не удивляет?
Читаешь это всё – там правообладатель, здесь собственник, тут автор. А вот интересно спросить, как быть с зарплатой, которую получал Норштейн во время работы над мультиком, или с государственным финансированием и техническим оснащением, которое получал «Союзмультфильм»?
Может, прежде чем начать упражняться, кто из них коммерсант круче, кто кому чего должен и кто имеет больше прав, хорошо бы предложить им вернуть все эти зарплаты и финансирования, которые вам обеспечивал народ, и, кстати, который обеспечивал их работой, заказывая фильмы в производство.
Если эти коммерсанты получили коммерческий заказ сегодня, ни у кого бы и вопросов не возникло по поводу авторских прав. Но в наше время ничего подобного никто из них создать не сможет. Аура вокруг не та. Вот и делят то, что должно принадлежать всем нам.